Кризис вынудил Дерипаску лично возглавить свои компании

Кризис вынудил Дерипаску лично возглавить свои компании
Читать Вести в MAX
В конце минувшей недели было объявлено, что владелец холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска занял должность генерального директора компании, сменив занимавшую ее с февраля 2005 года Гульжан Молдажанову. В январе Дерипаска также встал у руля объединенной компании "Российский алюминий".

В конце минувшей недели было объявлено, что владелец холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска занял должность генерального директора компании, сменив занимавшую ее с февраля 2005 года Гульжан Молдажанову. В январе Дерипаска также встал у руля объединенной компании "Российский алюминий", заменив на посту ее главу Александра Булыгина.

Вернуться к оперативному управлению своим бизнесом Дерипаске пришлось не от хорошей жизни. По оценке экспертов, на сегодня совокупная задолженность предприятий холдинга достигает 21,24-25,38 миллиарда долларов, в том числе долги "РусАла", в урегулировании которых участвует государство, составляют, примерно, 16,3 миллиарда долларов.

В сложном положении оказалась и группа "ГАЗ", сумма задолженностей которой на 19 февраля оценивалась в размере 45 миллиардов рублей. И будет ли вопрос о предоставлении "ГАЗу" господдержки положительно решен правительственной комиссией во главе с первым вице-премьерои РФ Игорем Шуваловым, пока не известно.

Как было накануне объявлено, правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под руководством Шувалова в ближайшие дни предстоит рассмотреть антикризисные рекомендации, которые были озвучены участниками "мозгового штурма", проведенного в рамках состоявшегося на прошлой неделе Красноярского экономического форума.

Пока, правда, аналитики наиболее оживленно обсуждают задавшее более острый тон "штурмовой" дискуссии следующее заявление помощника президента России Аркадия Дворковича: "Сейчас не нужно бегать к государству за помощью. Государство помощь не окажет". Никого спасать не будем. Нужно брать на себя ответственность и работать более эффективно". Как пояснил СМИ другой сотрудник президентской администрации: "Бизнесмены ходят с протянутой рукой к премьеру и президенту и просят денег, это ненормально. Никому меньше 100 миллиардов рублей уже не нужно".

И как объявил Дворкович, политика государства изменится - оно теперь будет помогать людям, а не владельцам компаний и инвесторам. На форуме, по его словам, "было сделано несколько важных акцентов - на первом месте оказались инвестиции в жилищное строительство, в инфраструктуру и малый бизнес - это важно для обозначения приоритетов, в том числе по расходам, которые мы будем закладывать в бюджет".

История с корректировкой бюджета на 2009 год, напомнил аналитик банка "Траст" Евгений Надоршин, пока по-прежнему продолжается. И несмотря на все разговоры о том, что главный финансовый документ уже должен быть окончательно согласован, новые скорректированные его параметры еще не известны.

А потому сегодня неясно даже, как практически предполагается реализовать ранее заявленные правительством антикризисные меры, а также, например, каким именно отраслям и в какой мере планируется оказать содействие. Евгений Надоршин считает, что в подобной ситуации заявленные Дворковичем новые приоритеты пока можно расценить скорее как намерения. Отметив, что в ныне приостановленной ВЭБом выдаче кредитов на рефинансирование задолженностей перед иностранными банками изначально не было необходимости, аналитик все же усомнился в возможности полного отказа государства от содействия частному бизнесу. Ведь даже если оно намерено поддержать, скажем, некие строительные проекты, понятно, что последние не осуществляются сами по себе - их реализует какая-то конкретная фирма, которая и получит, следовательно, определенную госпомощь.

А вообще, убежден Евгений Надоршин, поддерживать сегодня следует не предприятия, а конкретные перспективные проекты. И в этом смысле заявленный в Красноярске новый инфраструктурный "акцент" способен превратиться в эффективный проект. А вот содействие малому бизнесу подобным проектом считать затруднительно, так как он хоть и мал, но под ним подразумевается такой большой и расплывчатый сегмент, что понять, как, собственно, ему следует помогать, достаточно сложно. Хотя какие-то попытки в данном направлении государство предпринимает и сейчас. В этой связи можно упомянуть, например, о выделенных "Россельхозбанку" средствах на кредитование фермерских хозяйств. Сегодня по-прежнему не вполне понятно, как нужно помочь малому бизнесу, о необходимости поддержки которого в нашей стране говорят с 90-х годов.

По мнению главного экономиста Центра развития Валерия Миронова, также отнюдь не просто у нас обстоит дело и с дорогами, о необходимости кардинального улучшения которых в России и вовсе рассуждают веками. "Сегодня даже не совсем ясно, куда необходимо прокладывать дороги и к каким именно предприятиям, поскольку пока никто не может точно предсказать, какие отрасли и направления отечественной экономики успешно выдержат кризис. А вот жилищное строительство, конечно, беспроигрышный вариант", - констатировал эксперт.

За истекшие кризисные месяцы власти укрепились в мысли, что в первую очередь следует поддерживать не предложение, а спрос и обеспечивающее его население, считает Миронов. Именно с этой целью сейчас предпринимаются в том числе меры по поддержке безработных, обеспечению возможности для переквалификации работников. Что же до крупного бизнеса, то, похоже, за прошедший период он успел разочаровать государство в своей результативности и ответственности. До сих пор многие представители бизнес-структур зачастую воспринимали предоставленную госпомощь иждивенчески, стремясь к тому же использовать ее "нецелевым" образом, например, направив на валютные спекуляции средства, выделенные на кредитование реального сектора, пояснил Миронов.

Тем не менее, эксперты и сегодня воздержались бы от забрасывания "пролетарскими булыжниками" капитанов отечественного бизнеса. В условиях нынешнего глобального кризиса в первую очередь пострадали владельцы крупных состояний и наиболее динамично развивавшихся компаний. Причем, это наблюдалось не только в России, но и по всему миру.

Напомним, по итогам 2008 года количество долларовых миллиардеров в нашей стране снизилось вдвое - со 101 до 49. При этом суммарное их состояние уменьшилось за прошлый год на 66% - до 75,9 миллиардов долларов. И если в 2007 году минимальный уровень капитала счастливчика, входившего в первую десятку российских миллиардеров, равнялся 15 миллиардам, то в 2008 году - 4,5 миллиарда.

В самой десятке, к слову, произошли серьезные перестановки: так прежде лидировавший в ней с 40 миллиардами Олег Дерипаска скатился на 8 место с нынешними 4,9 миллиардами. А на первое место с 14,1 миллиарда (в 2007 эта сумма не обеспечила бы даже вхождения в топ-10) вырвался Михаил Прохоров, хотя и он за год потерял 7,4 миллиарда. В еще большем минусе оказался сохранивший за собой второе место в рейтинге Роман Абрамович, состояние которого уменьшилось с 23 миллиардов до 13,9. И более чем втрое оно сократилось у Владимира Лисина (с 22,2 миллиардов до 7,7), также удержавшегося на третьем месте. А у Владимира Потанина оно уменьшилось даже более, чем вчетверо – с 21,5 миллиарда до 5.

Российские бизнесмены оказались в худшем положении и в большем проигрыше, по сравнению с зарубежными коллегами, в том числе и потому что их собственный бизнес-опыт невелик, считает Валерий Миронов. Все они являются бизнесменами в первом или во втором поколении (многие из отечественных первопроходцев разорились еще в 90-е годы), тогда как должно вырасти не одно поколение людей, системно занимающихся соответствующим видом деятельности, для того чтобы она в целом обрела необходимую стабильность и успешность.

Что же до Дерипаски, то в создавшейся критической ситуации, его решение взять руль на себя, с тем чтобы переломить естественный в подобных обстоятельствах "оппортунизм наемных менеджеров", в общем-то, представляется логичным. Другой вопрос, насколько оно окажется эффективным. Но так или иначе, прежний лидер рейтинга российских миллиардеров, состояние которого за прошлый год уже сократилось более чем в 8 раз, едва ли не буквально последовал совету Аркадия Дворковича о том, что нужно брать ответственность на себя.