В Южной Осетии вспоминали о жертвах грузинской агрессии 1992 года. Минутой молчания почтили память нескольких тысяч беженцев из осаждённого Цхинвала. Их расстреляли на Зарской дороге 17 лет назад, 20-го мая.
Вся Южная Осетия замерла в скорбном молчании. В память о жертвах грузинской агрессии 92-го года в центре Цхинвала горят сотни свечей. Маленькие деревянные башни – символ уничтоженных деревень. Всего сто семнадцать дотла сожженных осетинских сел. Тысячи жертв. И ровно семнадцать лет назад в этот день произошел один из самых страшных эпизодов геноцида осетин – зарская трагедия.
20-е мая 1992-го года. В грузовике по этой дороге люди, спасаясь от обстрелов, пытались выбраться из Цхинвала. Один из крутых поворотов оказался роковым. Вооруженные до зубов грузинские боевики выскочили из засады и расстреляли всех, кто находился в "ГАЗ-53" и еще в двух легковых машинах. В результате – тридцать шесть невинных жертв: старики, женщины, дети. Расстреливали всех, не жалея никого.
"Один мальчик лет7-ми выскочил из машины и побежал. За ними еще машины с детьми ехали. Он начал кричать: "Не надо сюда ехать! Здесь убивают". Он получил около 17 пуль. Пусть родные меня простят, за то, что я это говорю, но это было",- рассказывает Жанна Засева, председатель правления региональной общественной организации "Жители Южной Осетии против геноцида".
Расправа поразила своей жестокостью. Этот майский день жители Южной Осетии всегда вспоминают со слезами. "Они загрузили их в машину и привезли на площадь. Эта площадь стонала от боли этих людей",- воскрешает события тех страшных дней Жанна Засева.
Траурный митинг продолжается на месте трагедии. Сейчас сюда ведет качественная асфальтированная трасса. 17 лет назад по этим горам можно было передвигаться со скоростью не более 10 километров в час. Зарская дорога – дорога жизни, единственный путь спасения для мирного населения и в 1992-ом, и в 2008-ом. "Это была единственная дорога, по которой можно было как-то связаться с Северной Осетией и далее, с Россией",- поясняет Марина Кочиева, председатель Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Южной Осетии.
Правоохранительные органы и спецслужбы Южной Осетии до сих пор ведут поиск людей, принимавших участие в этих преступлениях. "Мы обращались и обращаемся к международным организациям – миссии ОБСЕ, ПАСЕ",- говорит Давид Санакоев, уполномоченный по правам человека при президенте республики.
Зарская трагедия – не единственное зверское преступление против народа Южной Осетии за последние 20 лет. Фактов массового убийства мирных жителей – более чем достаточно. Но, главное, считают здесь, чтобы все, причастные к военным преступлениям, были найдены и понесли наказание.





























































































