Гуманизация действующего уголовного законодательства уже давно перестала быть лозунгом отдельных общественных групп и стала официально провозглашённым намерением российской власти. Однако уже первые шаги в этой сфере встречают серьёзнейшее сопротивление.

Здравствуйте, господа. Гуманизация действующего уголовного законодательства уже давно перестала быть лозунгом отдельных общественных групп и стала официально провозглашённым намерением российской власти. О том, что у нас сажают слишком легко и обильно, о том, что арест до суда не должен применяться в большинстве дел, не связанных с насилием, о том, что некоторые составы должны декриминализоваться (то есть из разряда уголовных преступлений перейти в разряд административных правонарушений), неоднократно публично говорил президент. Например, в первом своём послании Федеральному Собранию, больше года назад.

Тогда он предложил "подготовить предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере". Но с реализацией этого поручения наши законодатели не очень-то спешат. В мае, правда, показалось, что дело двинулось: в прессу попали сведения о подготовленных Минюстом проектах гуманизирующих поправок в УК. Там, говорят, предлагалось и расширение спектра наказаний, не связанных с лишением свободы, и декриминализация многих составов - от растраты до оскорбления представителей власти и незаконного предпринимательства. Законопроекты было обещано представить в Думу осенью. Нынешней, уже закончившейся осенью.

Не представили. Видимо, всё обсуждают. А что? Ни над кем не капает. И вот уже в эту пятницу, 11 декабря, президент говорил о том же самом (что не всех бы надо сажать) практически теми же словами: "Здесь, в этой сфере, нам ещё предстоит наводить порядок". Спору нет, предстоит. И, похоже, будет долго предстоять. Хотя в самые последние недели дела с гуманизацией вроде бы и сдвинулись с места, но тут же стало ясно: эти явно назревшие шаги будут встречать серьёзнейшее сопротивление.

Показательной станет судьба подготовленного сейчас ко второму чтению законопроекта о декриминализации сферы уплаты налогов. Проект выдержан в разумном и современном духе. Он предлагает, во-первых, впятеро увеличить сумму, с утаивания которой от бюджета начинается речь об уголовном преследовании. Шаг совершенно естественный в свете накопившейся инфляции и увеличения средних доходов. Во-вторых, лица, впервые напортачившие с налогами, освобождаются от уголовного преследования, если до суда заплатят недоимку вместе с положенными штрафами. Похожий механизм, между прочим, действовал и прежде, до 2003 года, только тогда он требовал так называемого деятельного раскаяния, а степень раскаяния определял следователь. Как легко предположить, не всегда бескорыстно. Наконец, в-третьих, нынешний законопроект не позволит впредь МВД самому возбуждать уголовные дела по неуплате налогов. Сейчас милиция такие дела заводит - если не всегда, то достаточно часто - только для того, чтобы содрать с предпринимателя "отступные". Впредь, если законопроект пройдёт, такая стрижка станет невозможной: без выкатывания претензий от налоговой службы уголовное дело открыть будет нельзя (а если подследственный эту сумму заплатит, то никакого дела и не останется).

Вот теперь и надо внимательно смотреть: пройдёт этот законопроект в нынешнем, не искалеченном виде или не пройдёт. Свежий человек скажет: "А чего бы ему не пройти? Проект написан по прямому поручению президента и с одобрения надлежащих лиц в правительстве; проект внесён депутатами от партии большинства; проект рекомендован профильным комитетом Думы к принятию без ослабляющих его поправок - что ему сделается? Пройдёт как по маслу!"

Но свежий человек не всё знает. Он не знает, что МВД уже прислало протестующее письмо в отвечающий за налоговую сферу Минфин, а Генпрокуратура - прямо в администрацию президента. Особо тонких аргументов против предложенных новаций в этих письмах, говорят, нет, а написано попросту: оставьте всё, как было, потому что предлагаемое слишком либерально. По данным "Коммерсанта", сегодня ещё никто в правительстве не берётся уверенно обещать, что требования силовиков не будут удовлетворены: известно немало случаев, когда им в подобных коллизиях шли навстречу.

Вопрос оказывается принципиальным. Если законопроект проходит, то не только улучшается положение в весьма чувствительной и для бизнеса, и для граждан сфере, но и демонстрируется очень нужный пример работы над очевидными ошибками. Ведь, помимо всего прочего, проект запрещает заключать под стражу лиц, обвиняемых в налоговых преступлениях. Действуй такая норма полгода назад, не умер бы в СИЗО Сергей Магнитский.

Ну, а если проект не проходит или проходит кастрированным - значит, так и будут самые высокие начальники с неудовольствием говорить в телекамеры о коррупции, пронизавшей правоохранительные органы. А зрелище это невесёлое. Так что следите за новостями из Думы. Удачи вам.