Россия возобновила процесс примирения Молдавии с Приднестровьем. По приглашению Дмитрия Медведева в российскую столицу приехали Владимир Воронин и Игорь Смирнов. Москва, Кишинев и Тирасполь подписали документ, который закрепил новые договоренности по разрешению 20-летнего конфликта.

Россия возобновила процесс примирения Молдавии с Приднестровьем. По приглашению Дмитрия Медведева в российскую столицу приехали Владимир Воронин и Игорь Смирнов. Москва, Кишинев и Тирасполь подписали документ, который закрепил новые договоренности по разрешению 20-летнего конфликта. Кроме Москвы, усадить за стол переговоров этих враждующих соседей не удавалось практически никому. Был даже план Дмитрия Козака, который Молдавия, под давлением, кстати, Виктора Ющенко, опрометчиво отвергла. Тогда и наступило похолодание в отношениях Москвы и Кишинева. И вот Воронин снова в России.

Разжигать камин ни до, ни во время переговоров не стали. "Чиркнуть спичкой", обсуждая приднестровскую тему, – это все-таки не тот образ. Тактика была другой. Встреча Медведева сначала – только с Ворониным. А если не знать контекст, то разговор – вроде и не про конфликт Кишинева и Тирасполя. Но контекст все знали. "У нас сегодня с вами рабочая встреча. Но от этого не менее важная. Давайте поговорим о развитии российско-молдавских отношений. Считаю, что они, в последнее время в особенности, развиваются успешно и весьма поступательно", – начал беседу президент РФ.

Воронин, конечно, помнил, что менее успешно отношения стали развиваться после ноября 2003-го – тогда он под давлением Запада отказался подписать предложенный Россией план решения конфликта и этим только увеличил пропасть между двумя берегами Днестра. Теперь же, если верить молдавским газетам, Воронин часто звонил в Москву – хотел, чтобы эта московская встреча принесла результат. Торопился к дню выборов. "Сейчас вот через несколько дней завершаю мандат президента, после 8 лет. И я думаю, что уже больше ездить никуда не буду. Потому что выборы", – заявил глава Молдавии. На что Медведев откликнулся: "Не зарекайтесь".

Приезд в Москву перед выборами – явная смена тактики: четыре года назад поддержку для Компартии и себя лично Воронин искал в Грузии и на Украине. Но теперь ценнее встреча в России с лидером Приднестровья. Разговор – по инициативе Дмитрия Медведева. На протокольных кадрах кажется: старые друзья. На самом деле, Тирасполь требует независимости, а Кишинев согласен только на широкую автономию. Москва обещает поддержать любой согласованный вариант. И при таком посреднике разговор решено продолжить.

"Стороны продолжат прямые контакты в целях активизации переговорного процесса. Стороны активизируют работу экспертных групп по выработке мер доверия, стороны подтвердили значение формата "пять плюс два" и договорились создавать условия для скорейшего возобновления работы в этом формате. При этом стороны призвали всех участников формата "пять плюс два" способствовать созданию таких условий", – сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Формат "пять плюс два" – это еще Украина, ОБСЕ, США и Евросоюз, которые, судя по их реакции, с ревностью отнеслись к сегодняшней встрече. Но про них не забыли. Большая часть переговоров – без прессы. Осторожность в таких вопросах – не лишняя.

Повторения вооруженного конфликта 92-го никто не хочет. И, судя по подписанному заявлению, есть моменты, где нет разногласий. "Лидеры Молдовы и Приднестровья выразили особую признательность РФ за усилия по продвижению договоренностей, которые в итоге должны привести нас к окончательному урегулированию. Стороны отметили стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в Приднестровье и договорились, что было бы целесообразно по итогам урегулирования трансформировать её в новую гарантийную операцию под эгидой ОБСЕ", – подчеркнул Лавров.
По итогам урегулирования – значит, после него. Формулировка дипломатическая, но вполне понятная, в том числе и для тех западных посредников, которые настаивают на немедленной замене миротворцев силами ОБСЕ.