Тема:

Авиакатастрофа в Перми 11 лет назад

Авиакатастрофа под Пермью: авиакомпания защищает пилота

Впрочем, авиационный комитет не называет виновных. Его задача - выяснить причины и предложить рекомендации, чтобы подобные катастрофы не повторялись
Причин называют сразу несколько: техническая неисправность, спорные действия диспетчера, ошибка пилотов
Эксперты отдельно выделяют "болезненное состояние" командира экипажа, в мышечных тканях которого обнаружили алкоголь
Специалисты же "грешат" на авиагоризонт - прибор, показывающий наклон самолета в продольной и поперечной плоскостях. В наших самолетах и "Боингах" они имеют разную индикацию
Комиссия пока официальных заявлений не сделала, но и не опровергала данные, оказавшиеся у журналистов
Впрочем, авиационный комитет не называет виновных. Его задача - выяснить причины и предложить рекомендации, чтобы подобные катастрофы не повторялись
Причин называют сразу несколько: техническая неисправность, спорные действия диспетчера, ошибка пилотов
Эксперты отдельно выделяют "болезненное состояние" командира экипажа, в мышечных тканях которого обнаружили алкоголь
Специалисты же "грешат" на авиагоризонт - прибор, показывающий наклон самолета в продольной и поперечной плоскостях. В наших самолетах и "Боингах" они имеют разную индикацию
Комиссия пока официальных заявлений не сделала, но и не опровергала данные, оказавшиеся у журналистов

Техническая комиссия закончила расследование причин авиакатастрофы под Пермью, унесшей жизни 88 человек в сентябре прошлого года. По сведениям, попавшим в прессу, причин сразу несколько: техническая неисправность, спорные действия диспетчера, ошибка пилотов. Эксперты отдельно выделяют "болезненное состояние" командира экипажа, в мышечных тканях которого обнаружили алкоголь. Но при этом, как всегда, нигде не говорится о болезненном состоянии всей нашей авиации – от уровня технического контроля за самолетами до элементарной нехватки пилотов.

Комиссия пока официальных заявлений не сделала, но и не опровергала данные, оказавшиеся у журналистов. Согласно им, пермской трагедии способствовали неправильные действия диспетчера и ошибки экипажа.

Катастрофа в Перми случилась 14 сентября прошлого года. Рейс 821 заходил на посадку в условиях плохой видимости и упал, не долетев до аэропорта совсем чуть-чуть. Катастрофа породила много слухов. Якобы очевидцы видели, что лайнер горел еще в воздухе, что якобы с экипажем на время пропала связь, что полчаса самолет кружил над городом. На деле все было гораздо проще.

Рейс 821 уже заходил на посадку, когда диспетчер отправил его на второй круг и поменял посадочный курс, чтобы уступить коридор для взлетавшего "Аэробуса" немецкой "Люфтгазы". Было нарушено правило приоритета тех, кто в воздухе, и был сбит посадочный курс автопилота "Боинга" "Аэрофлот-Норд". Летчики садились вручную.

Как выяснилось, на турбинах "Боинга" был разнотяг – правый двигатель развивал большую мощность, чем левый. Но по ошибке левый крен еще и добавили, самолет ушел в неуправляемый штопор. У пилотов был небольшой налет на "Боинге" и, видимо, они запутались.

На отечественных самолетах авиагоризонт – прибор, показывающий наклон самолета в продольной и поперечной плоскостях, – имеет обратную индикацию: пилот в нем видит качающийся символ самолета на фоне неподвижного горизонта. Иностранные же показывают реальный вид из кабины – качающийся горизонт. С непривычки перепутать очень легко. "У нас сформировалось целое поколение летчиков, которые летают на обратной индикации. Современная индикация тяготеет к прямому изображению как в боевой, так и в гражданской авиации. Естественно, это может повлиять на твои действия, если ты зашел в кабину и тебе создали сложное положение самолета, и ты сможешь сделать одну ошибку. Действия, которые усугубятся уже тяжелым положением", – объясняет Михаил Марков, заслуженный пилот РФ, летчик-испытатель второго класса.

Перед самой посадкой пилоты якобы заспорили, кому сажать самолет. Командир поручил делать это менее опытному второму пилоту, сказав странную фразу: "Ты же сам видишь, что я не могу". В тканях Родиона Медведева медики нашли алкоголь. Это, впрочем, не значит, что он был пьян. Летчики перед работой проходят медицинскую комиссию, и пьяного в полет не пустят. Но даже пилоты говорят: ситуации бывают разные. "Опытному врачу, я считаю, что будет заметно. Но в тоже время мы понимаем, что человек человеку рознь. Для кого-то наперсток – это уже убийственная доза, а для кого то грамм 200 – это легкое опьянение может быть. Бывает остаточное опьянение. Разный человек переносит это по-разному", – считает заслуженный пилот РФ Юрий Зандарян.

В Архангельском авиапредприятии уверены: пилот нетрезвым быть не мог, слишком жесткий контроль. Остальные выводы комиссии кажутся вполне допустимыми. "В то же время мы категорически опровергаем и отвергаем слухи и домыслы по поводу состояния пилота", – заявил Игорь Гуревич, советник генерального директора по связям с общественностью компании "Аээрофлот-Норд".

На самом деле в выводах комиссии по одной конкретной катастрофе отразились все проблемы современной российской гражданской авиации. Ее ныне курирует более 10 ведомств, которые зачастую дублируют друг друга. Во всех катастрофах последних лет – "Аэробус" "Сибири" в Иркутске, крушение Ту-154 Пулковских авиалиний под Донецком – авиакомпании не понесли никакой ответственности. Комиссии оба раза признавали виновными погибших пилотов. И это всех устраивает.

Но это ведь не пилоты по своей инициативе покупают за границей старые самолеты. И решение пилота "идти на грозу" порой зависит от штрафов за перерасход топлива в случае внеплановой посадки, которые установили хозяева авиакомпаний.

Пилотов – не опытных, а просто пилотов – в России не хватает. 60 выпускников училища гражданской авиации в Ульяновске в год ситуацию не спасают. И еще один важный момент. По каждой авиакатастрофе последних лет, разумеется, проводилось расследование. Но какие выводы были сделаны, какие даны рекомендации – неизвестно. Даже если они и были, то, судя по всему, на них никто внимания не обратил. Ведь ситуация в гражданской авиации заметно лучше не стала.