Руководство Ингушетии пытается искоренить обычай кровной мести. Президент республики Юнус-бек Евкуров лично встретился с главами нескольких враждующих кланов, которых он призвал к миру и прощению обидчиков.

Руководство Ингушетии пытается искоренить обычай кровной мести. Президент республики Юнус-бек Евкуров лично встретился с главами нескольких враждующих кланов, которых он призвал к миру и прощению обидчиков.

Полтора десятка лет род имама села Экажево Магомеда Албогачиева враждовал с другим родом. Мысли о мести за убитого родственника были долгом чести для мужчин семьи Магомеда, несмотря на то, что преступник отбыл срок наказания за решеткой. Время заставило по-иному взглянуть на древний обычай.

"Прощать всегда трудно. Но как простил, на душе становится намного легче", – вздыхает Магомед Албогачиев.

Принцип око за око теперь в Ингушетии серьезно критикуют, как пережиток прошлого. Власти республики призывают положить конец жестокой традиции. Это лабиринт, из которого пора найти выход, считает президент республики.

"Давайте все вместе – и власть, и народ – друг на друга посмотрим и поймем, что мы друг друга убиваем. Кто-то ради мести, кто-то ради денег, а кто-то просто так", – говорит Юнус-бек Евкуров.

Доисламская традиция кровной мести в Ингушетии жива по сей день. Сейчас в республике между собой враждуют восемьдесят шесть тейпов. В каждый из них входит несколько семей, а это сотни и даже тысячи человек. В таком потоке вражды оказались даже родственники нынешнего президента республики.

"Это было, наверное, лет двадцать назад. Дело разрешилось миром", – уточняет президент Ингушетии.

Ингушскому народу, как малочисленному, заявляет Евкуров, сегодня необходимо объединение. Один из шагов к этому – примирение кровников. Но путь навстречу друг к другу непрост. В современном обществе убийство является уголовным преступлением, наказание за которое определено законом. С таким решением проблем горцы согласны не всегда, но то, что худой мир лучше доброй ссоры, признают многие.

В эти дни центрами примирения становятся мечети. Сегодня сюда приходят те, кто еще вчера не мог сделать совместного шага по одной стороне улицы или произнести без эмоций фамилии друг друга. После короткой молитвы они обнимают друг друга, прощают, благодарят и расходятся с миром.

Просить прощения приходят и друг к другу в дом. Ингушский ритуал называется "пха битар", что в переводе означает окончание мести. Процедура немногословная, больше знаковая, а для женщин даже чрезвычайно эмоциональная. Но уже после этих объятий слезы горя приобретают радостный смысл. Сегодня в череде знаковых для Ингушетии примирений – решение двух семей, враждовавших шесть десятилетий. Они стали десятой парой кровников, завершивших противостояние миром. Власти Ингушетии заявляют, что за год постараются примирить всех враждующих в республике.