Одно из самых нашумевших событий в начале недели: Южная Осетия установила дипотношения с Республикой Науру. На фото мероприятия со стороны последней – глава МИД этого полноправного члена ООН, но, конечно, крохотного государства на одноименном Коралловом острове в Тихом океане.
Кто-то при упоминании Науру может усмехнуться. Но давайте посмотрим на эту историю с совершенно другой стороны. Во-первых: а чем лучше Науру соседнее с ним островное государство Палау? И почему-то редко кто решается на ухмылки, когда именно только Палау, из раза в раз выступает единым фронтом с США при голосовании в ООН по Израилю?
А, во-вторых, этот неординарный дипломатический манёвр науруанцев – это и попытка достучаться до великих держав: наконец, обратить наше внимание на смертельную опасность, которая нависла над малыми народами и о которой мы часто ничего не знаем.
"Здравствуйте. Меня зовут Маркус Стивен и я – президент Республики Науру. Вы можете найти Науру на карте? Делайте это быстрее. Потому что, возможно, что недалек тот день, когда нашего прекрасного острова на карте уже не будет". О чем это президент Науру Маркус Стивен?
Вот, как его государство-остров выглядит сегодня. Если смотреть на расстоянии, то 21 квадратный километр тропического рая. Открывшие его для себя европейцы так его и назвали остров: "Приятный".
И не просто приятный, а стратегический. Это – фото времен Второй мировой, когда Науру отбивали у японцев американцы. А еще за него бились и Британия с Новой Зеландией, и Германия.
Это – действительно перекресток всех путей через Тихий океан. Почти на экваторе, но чуть ниже, отчего и на флаге этой страны науруанская звезда расположена чуть южнее полоски экватора, которая пересекает океанскую синь.
Одним из немногих россиян, кто видел эту синь сам – Александр Лосюков, бывший посол России в Австралии, а по совместительству на Науру.
"Воды нет, но зато много фосфатов есть. И вот эти фосфаты разрабатывались где-то с 20-х годов прошлого столетия, и они принесли очень многим людям богатство", – рассказывает Лосюков.
Вот – как это начиналось. 73 год. Науру пять лет, как вкушает плоды полной независимости. На этой любительской съемке видно, что плоды – вкусны. На тот момент, у Науру – самый высокий в мире уровень жизни. Об этом говорит хотя бы их воздушный флот. Где еще в мире в то время массово закупали новейшие тогда самолеты "Фоккер-28"?!
А это – не Науру, но уголок Науру в Австралии. "Науру-хаус" – второй по высоте небоскреб Мельбурна, который островное государство тогда купило "на черный день". Такие же небоскребы принадлежали Науру и в Америке.
Вот, как Науру выглядит из космоса сегодня. Навязанная иностранными инвесторами, по сути, колониальная промышленная политика превратила остров в подобие Луны. А сегодня добавилась новая беда.
"Дальнейшему существованию моего и многих других островов Тихого океана угрожает изменение климата. Ученые предупреждают, что при жизни наших детей уровень моря может подняться на метр и даже выше. Это и превратит наши острова в не более, чем воспоминания", – сокрушается президент Республики.
"Вот, если посмотреть на эти государства... Вот они: Науру, Тувалу, Кирибати, Вануату, Тонга, Соломоновы острова. Такие экзотические названия. Но они действительно могут исчезнуть сейчас, если поднимается уровень океана, рассуждает Лосюков. Но вот в этом смысле даже известная философия есть в том неординарном поступке – признании Абхазии и Южной Осетии: напомнить внешнему миру об этих своих бедах. Потому что мы об этом не думаем. Ну, эти малые страны всё время пытаются напомнить об этих своих проблемах. Но, по большому счету, мир действительно не знает об этих проблемах. А это – действительно вопрос выживания".
На эти кадрах то, чем Науру зарабатывал в последние годы: приём афганских беженцев, которых не хочет принимать у себя Австралия. Но эта программа заканчивается.
На Науру было попытались заработать тем, что открыли у себя банковский оффшор. Но это, естественно, вызвало недовольство больших держав, в том числе России, из которой туда ушло 70 миллиардов долларов. В итоге, фосфаты все вывезли, оффшоры закрыли, а взамен ничего особенного не предложили.
А в небоскребы уже не переедешь: их пришлось продать за долги. В которые маленькая страна, естественно, залезла, когда обманулась в своём знании того, как работают большие державы.
Мой народ все чаще спрашивает, есть ли у нашего острова будущее? Я надеюсь, что мир ответит и ответит "Да". Спасибо за внимание", – не теряет оптимизма глава наурцев Маркус Стивен.