В нашумевшей статье, опубликованной в Газете.Ru, Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, рассуждая об истории отношений России и НАТО, в частности, пишет об "идеализме политических идиотов в нашей стране и идиотизме политических идеалистов на Западе". Автор статьи стал гостем "Вестей в субботу".
- Здравствуйте, Дмитрий Олегович.
- Здравствуйте.
- Я думаю, сначала надо объяснить нашим зрителям, почему вы не на рабочем месте в Брюсселе, а в Москве. Здесь был новый Генсек НАТО, он приезжал к президенту Медведеву и премьеру Путину, вы сопровождали эти переговоры. Перед тем как задать вам первый вопрос, отрывок из интервью с тем самым новым Генсеком, Расмуссеном, который взяли наши коллеги с телеканала "Вести".
* * *
"Грузия – это одна из тем, по которой у нас разногласия остаются. Мы настаиваем на том, чтобы Россия уважала грузинскую территориальную целостность и суверенитет. Но даже после этого я все равно думаю, что в основе наших отношений – то, что в других областях у нас есть общие интересы. Например, если Афганистан вновь станет тихой заводью для террористов, то они легко перепрыгнут из Афганистана в Центральную Азию. А там уже и в Россию. И Россия окажется жертвой", – заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
* * *
- Ну, вот он только что сказал нам, что, например, Афганистан представляет абсолютную угрозу для России в какой-то степени. Я немножко перефразирую то, что он сказал: НАТО за Россию делает работу в Афганистане. Это позиция спорная. Но вот что касается его призывов к России в Афганистане сотрудничать, а что это может быть за сотрудничество?
- Вы знаете, это позиция более, чем спорная, хочу сказать откровенно потому что не надо нас пугать Афганистаном. Мы там были, нам там не очень понравилось, поэтому мы оттуда организованно ушли. И сейчас не надо спекулировать на той теме, что вот, мол, НАТО уйдет из Афганистана, и эти проблемы свалятся на русскую голову. Это не так. На нас уже свалились проблемы с Афганистаном, только другого плана, не моджахеды, которые едут к нам, обвязанные взрывчаткой, и не талибы, которые идут колоннами в Центральную Азию. У нас проблемы в другом – героиновая агрессия, которая – реальная проблема для нашей безопасности. Об этом, кстати говоря, и президент, и премьер говорили на встрече с Генсеком.
- Соглашался?
- Вы знаете, какая разница соглашался, не соглашался, толку-то никакого нет. Поэтому мы считаем, что всякая помощь наша или с нашей стороны любая поддержка, она стоит определенных или денег, или определенной какой-то, так сказать, помощи со стороны стран – членов альянса. Непонятно, почему мы должны все делать бесплатно. А так, извините, в наше жесткое экономическое время даже сыр в мышеловке и то денег стоит.
- Дмитрий Олегович, Сталина давно нет, но если посмотреть на то, как шатает отношения России и НАТО в последний год, например, то о какой любви можно говорить? О примирении только начинается разговор. Кто в наибольшей степени ответственен за это? Вот вы в своей статье пишите об идеализме идиотов в Москве и идиотизме идеалистов в Брюсселе, или как вы это сформулировали? Кто такие будут?
- Ну, мы действительно были в каком-то смысле идиотами в начале пути, в сотрудничестве с НАТО, потому что мы не понимали того глобального политического контекста, в котором развивалось НАТО после распада Варшавского договора, Советского Союза, восточного всего этого блока. По сути дела, мы питали какие-то идеалистические мысли, что Запад нам поможет, Запад за нас будет решать вопросы безопасности, что Запад будет выполнять обещания, высказанные устно за столом переговоров, например, в ходе объединения Германии, а получили совсем другое. Получили спонтанное, спонтанный взрыв, скачок НАТО в страны Восточной Европы, захват этих государств. По сути дела, под своим давлением они имели и прибалтийские государства. Сейчас они говорят, что Украина и Грузия станут членами НАТО, при том что Украина, например, ни разу еще не высказывалась за счет того…
- Не станут после прошлогодних событий в Южной Осетии или станут?
- Украина и Грузия сегодня, думаю, настолько далеки от вступления в НАТО, что, может быть, скорее кто-нибудь восточнее России станет членом НАТО, а уж только после этого Украина и Грузия.
- Когда прибалты станут финнами? Вот в 39-м году они не стали. Финны сопротивлялись сталинскому диктату, прибалты не оказали сопротивления, оказались поглощены, сейчас они в НАТО, в принципе, чаще всего главные заводилы антирусской линии. Когда они станут финнами?
- Мне кажется, что многие поступки наших коллег и в НАТО в целом, и во многих западных странах, а особенно в восточно-европейских странах, они не поддаются разумному, рациональному объяснению. Казалось бы, проще всего было бы идти по примеру Финляндии, которая очень много чего получила за счет того, что была неким посредником между Советским Союзом и Западом.
- Потом стала им?
- Да. Прибалтийские же государства, имеющие в своем составе огромный русский компонент, почему-то вот прибалтийские государства, вместо того, чтобы использовать этот финский пример, наоборот, действуют, как говорят у нас, "я назло бабушке себе уши отморожу". То есть фактически ведут себя таким образом, чтобы разжигать страсти между Россией и Западом и потом обращать на себя внимание: "Смотрите, мы маленькие, нас обижают страшный русский медведь!". На самом деле эта политика не просто подлая, она крайне недальновидная, и она антипатриотична по отношению к самим этим государствам.
- Будем считать по Афганистану ну, не договорились, но нашли какие-то точки соприкосновения…
- Будем думать. Нет, это вопрос такой – будем думать, смотреть, чем можем помочь.
- Но что-то такое на горизонте есть – может быть, оправдают себя предстоящие учения штабные по ядерной проблематике. А что остается пока жестко за скобками? О чем договорились, как вы это сформулировали "согласились не соглашаться"?
- Интересное выражение, да. Мы согласны друг с другом в том, что мы друг с другом не согласны.
- Почему мы до сих пор категорически не согласны, и где свет в конце тоннеля? Не видно?
- Ну, во-первых, так называемая политика открытых дверей НАТО.
- Ну мы уже договорились, что пока это… на данный момент, не пока, а на данный момент, это скорее лозунг, чем политика.
- Но, тем не менее, лозунг-то выглядит в качестве Дамоклова меча. Ну да, сегодня, благодаря нашим, в том числе, усилиям, угроза расширения НАТО на восток отодвинута, но никто нам не дал гарантию, что этого не будет в будущем. Второй момент – Грузия. Грузия, по нашей информации, сегодня не просто перевооружилась, она полностью перевооружилась.
- Достигла того уровня, который у нее был?
- Она превзошла тот уровень, который она имела до августа 2008 года. Причем, она добилась этого за счет прямой военно-технической поддержки со стороны многих стран – членов альянса. И когда нам сегодня говорят, извините за выражение толдычат даже о том, что территориальная целостность Грузии – это вопрос, так сказать, бесспорный…
- Ну вот мы слышали из уст генсека как раз.
- …мы призываем Россию пересмотреть решение по Абхазии и Южной Осетии и так далее. Они вообще что думают, что российский президент будет жонглировать своими решениями? И вообще, что они о нас думают, как о таковых? Если они будут натаскивать, дрессировать режим Саакашвили, чтобы он вечно вис у нас на штанинах, то нам это никогда нравиться не будет, Ну, если уж так они серьезно борются за принцип территориальной целостности, то что они совершили с Сербией? Вырвали Косово, которое было территорией, где вызревала сербская православная культура! Куда это годится? Как можно быть в одном костюмчике в одной комнате, а в другую комнату заходишь – одеваешь камуфляж?!
- Ну что ж, спасибо. Дмитрий Рогозин, Постоянный представитель России при НАТО, был гостем нашей студии.
- Спасибо.



















































































