В Тамбове открылась медовая ярмарка, еще более масштабная, чем в Москве. Пчеловодство здесь – в особом почете, улей даже изображен на гербе города. На ярмарке можно не только перепробовать всевозможные сорта меда, но и узнать самые разнообразные его рецепты.

В Тамбове открылась медовая ярмарка, еще более масштабная, чем в Москве. Пчеловодство здесь – в особом почете, улей даже изображен на гербе города. На ярмарке можно не только перепробовать всевозможные сорта меда, но и узнать самые разнообразные его рецепты.

Август в Тамбове – это пора, когда созревает мед. Последний месяц лета – арена извечного спора пчеловодов, а их – больше трех тысяч, о том, какой мед вкуснее – гречишный или липовый, лесной или луговой. А еще август – это возможность устроить ненароком сладкую жизнь. Можно пробовать лучшие сорта меда, причем абсолютно бесплатно.

В Тамбове празднуют Медовый спас, и это сводит с ума жителей всех соседних областей. Приезжают семьями. Ходят от бочки к бочке – пробуют, думают, опять пробуют и снова думают. Взрослые утверждают: дегустация меда – как дегустация вина, главное – уловить послевкусие.

Детям важно количество: съел мало – значит, мед ненастоящий, съел много – правильный. "Мед очень сладкий, хороший, его можно есть с блинчиками", – говорит посетитель выставки меда Сергей Кочков.

Пчеловоды в белых халатах призывают лакомиться медом в оздоровительных целях. "Меда положено употреблять 1 грамм на килограмм веса и ежедневно", – отмечает пчеловод Михаил Панферов.

Десятки сортов. От простуды – мед липовый. Гречишный – кроветворный. Цветочный – улучшает настроение. Чемпион среди медовых продуктов по содержанию микроэлементов – пыльца, которую собирают пчелы. "В "незапечатанных" сотах меда нет, но их единицы, – рассказывает пчеловод Михаил Макаров. – Хорошо поработали. Влажность меда – всего процентов 20, не больше, это у нас стандарт".

Праздничный мед к Спасу "зреет" строго по неписанному закону о чистоте. Начиная с апреля, пчеловод с ульями колесит по округе – меняет пасеки – 5, а то и 6 раз за сезон. Отдельно собирают нектар дикого ореха, потом – иван-чая, жимолости татарской. Чем тоньше сочетание, тем забористее, как тут говорят, получается вкус.

Рецепт приготовления лесного меда в семье Михаила Макарова передают от отца к сыну не одно поколение. Таких, как он, называют по старинке бортниками – от древнерусского "борть". "Борть – это прообраз улья, – поясняет главный хранитель Тамбовского краеведческого музея Любовь Городлова. – В отверстие внутрь сажали матку с пчелами и ставили такие дубовые колоды на просеках".

Пчел в деревянных колодах, конечно, никто не держит, но традиции медоварения, известные как минимум с X века, на Тамбовщине берегут и уважают. Каждый год на Медовый Спас во всех церквях – праздничные литургии и освящение нового сбора. "Освящение меда усиливает его лечебные свойства на весь год", – убежден проректор Тамбовской духовной семинарии, иерей Дмитрий Лисюнин.

На праздник в честь национального лакомства собрались пчеловоды Черноземья и Приволжья. Они открыли символическую бочку с медом. Пили медовуху и обсуждали новость. За три дня до Медового Спаса пчелы выгнали из улья трутня. Зима по народной примете должна быть холодной, а вот ранней или поздней, снежной или нет – пчелы пока не сообщили.