Путин: госкомпания "Автодор" заработает в 2010 году

Читать Вести в MAX
Крупномасштабное строительство платных автомагистралей вот-вот начнется в России. Им займется госкомпания "Автодор", программу деятельности которой утвердили сегодня на президиуме правительства. По словам Владимира Путина, для начала дорожникам следует улучшить главные федеральные трассы.

Одной из тем заседания президиума правительства в этот четверг стало будущее российских автодорог. С докладом о перспективах развития федеральных автотрасс и их последующей эксплуатации на платной основе выступил глава Минтранса Игорь Левитин.

Ведомство предложило программу деятельности государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("ГК Автодор") до 2015 года. Именно эта организация, согласно принятому Госдумой в этом году закону, должна получить в доверительное управление 18,3 тыс. км автодорог федерального значения, в том числе 6,1 тыс. км для создания сети автомагистралей и скоростных дорог и 12,2 тыс. км дорог, работающих в режиме перегрузки, для налаживания на них нормального движения транспорта.

Как заявил на заседании премьер Владимир Путин, "Автодор" начнет работу в 2010 году. Первоочередной задачей госкомпании глава правительства назвал улучшение главных дорог страны. "Речь идет о трассе "Москва-Минск", трассе "Дон", трассе "Москва-Брянск-граница Украины", "Москва - Санкт-Петербург", - сказал премьер.

Путин подчеркнул, что "компания в первую очередь возьмет на себя управление федеральными трассами, которые в наибольшей степени нуждаются в реконструкции, повышении пропускной способности и безопасности движения". Премьер также высказался за то, чтобы при этом широко использовались концессии и другие механизмы государственно-частного партнерства.

Деятельность "Автодора" будет скоординирована с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". В программе деятельности "Автодора" отразят основные направления работы, финансово-экономические показатели и ожидаемые результаты деятельности госкомпании на долгосрочный период. Документ описывает первый этап реализации долгосрочной стратегии по созданию национальной сети скоростных автомобильных дорог, суммарную протяженность которых к 2030 году планируется довести до 9 000 км.

Несмотря на планы привлечения частных инвестиций, в том числе в строительство платных автомагистралей, главным источником денег для "Автодора" на первых порах станет федеральный бюджет. Минтранс предложил перечислить в распоряжение компании все средства, предусмотренные бюджетом-2010 по подразделу "Дорожное хозяйство".

Накануне "Автодор" сделал еще один шаг к началу полноценной деятельности - компания получила нового руководителя взамен погибшего в крушении "Невского экспресса" Сергея Тарасова. Владимир Путин 17 декабря подписал указ, которым назначил на должность председателя правления дорожной компании Сергея Костина. До последнего назначения он возглавлял департамент государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса. Ранее же Костин работал в "Росавтодоре" (государственном дорожном агентстве) на должности руководителя управления ремонта и содержания дорог.

Для чего же потребовалось создавать специальную компанию для управления российскими дорогами? В правительстве решили, что в этом случае будут использованы более эффективно как бюджетные средства, так и доходы непосредственно от эксплуатации дорог - получаемые за проезд по платным магистралям, за аренду придорожных территорий и т.п. Предполагается, что до 2015 года "Автодор" привлечет на свои дорожные проекты из разных источников почти 1 трлн рублей.

Как заявил в интервью телеканалу "Вести" министр транспорта Игорь Левитин, строить платные дороги в России начнут во втором квартале будущего года. В зависимости от сложности дорожного участка и типа транспортного средства плата за проезд будет варьироваться от 1 до 5 рублей за один километр. Более того, при выборе "Автодором" подрядчика для строительства дороги побеждать будет та компания, которая предложит наименьшую стоимость проезда. Левитин признал, что упомянутые им расценки - "это примерно европейский уровень".

Говоря о том, сохранится ли требование об обязательном наличии у платной трассы бесплатного дублера, Левитин отметил, что платные дороги будут иметь альтернативу. "В законе, который был принят Госдумой, было четко прописано, что все платные участки дорог должны иметь альтернативу. И мы придерживаемся этой законной нормы, которая есть у нас в нормативно-правовой базе", - подчеркнул он. Кстати, министр несколько изменил свой взгляд на эту проблему - еще в ноябре чиновник говорил, что в принципе поддерживает идею Минэкономразвития разрешить "безальтернативные" платные трассы.