Воспитание Толстым

Читать Вести в MAX
Любить родину, как учил Лев Толстой. Такой вот исторический эксперимент с детьми ставят в Ясной Поляне. Там есть совершенно удивительная гимназия-лаборатория, в которой учеников воспитывают по заветам великого писателя.

Любить родину, как учил Лев Толстой. Такой вот исторический эксперимент с детьми ставят в Ясной Поляне. Там есть совершенно удивительная гимназия-лаборатория, в которой учеников воспитывают по заветам великого писателя. Толстой, который не один год жизни посвятил педагогике и спасению будущих "пушкиных" и "ломоносовых", любил повторять фразу "Школа – мое детище, ребята – моя поэзия и любовь".

Окрошку под свист канареек отец Александр разливает быстро и аккуратно: учился на повара, в армии кормил командира. За столом – жена Надя, покинувшая ради Крапивны Киев, сыновья и соседский Шамиль, чья семья приехала сюда из Дагестана. "Население нынешнее – это не потомки, а люди, которые сюда пришли на совершенно новое место. Здесь они не стали дворянами и потеряли, наверное, свои крестьянские корни", – говорит протоиерей Александр, настоятель Никольского храма села Крапивна.

Во дворе – верба, которой они щедро делятся в праздник, качели. Разбежавшись с крыши, кажется, можно достать до неба. Рядом – храм, где священник служит круглосуточно: должна ведь, говорит, в церкви ночью быть хоть одна живая душа.

Крапивна – бывшая крепость, упоминаемая еще Дмитрием Донским, богатейший некогда город Тульской губернии. Ныне – часть Толстовского мемориального музея. "Анна Ильинична Кондоурова. Оказывается, она плясала очень увлекательно. И Толстой подошел к ней, узнал, чья она дочка. И после этого события за ней закрепилось прозвище Плясуха", – рассказывает Светлана Перенегина, руководитель музея Яснополянской гимназии.

Руководитель школьного музея рассказывает о современниках Льва Толстого, которые этим детям приходятся просто родственниками. Есть среди учеников гимназии, основанной дочерью писателя, и потомки знаменитого Филиппка из одноименного толстовского рассказа. "Один ребенок прекрасно решает задачи по математике, он найдет себя в этом. Другой бесподобно играет в баскетбол. Значит, воспитание нужно строить именно на этом. Для него важно это. Третий прекрасно рисует. То есть у кого-то добрые руки, у кого-то доброе сердце, у кого-то добрая голова. И вот именно найти этот компонент, на котором можно сыграть, – это одна из задач московского эксперимента", – поясняет директор Яснополянской гимназии Дмитрий Киселев.

Гимназию сначала так и назвали – лаборатория. Со временем в нее стало не так легко попасть: привозят не только из соседних деревень, из Тулы. Есть ребята из детского дома, которых невооруженный глаз не отличит от остальных детей. Гончар Денис обучает их своей профессии, напоминая о том, что Толстой был большой знаток фольклора: "Хотелось бы маленькое сообщество, группу, чтобы вместе работать".

Для этих крох Лев Толстой тоже уже не мифическая фигура. "Писаааатель, – старательно тянут они, – жил в нашем музее, любил детей, много детей, природу". Как и они сами, понимающие, для чего на дерево взгромождается дворник дядя Витя: "Чтобы птенцы вылуплялись из яичка". "Очень важно, я считаю, это привить ребенку в познавательной игре, чтобы он научился узнавать, получать удовольствие от каких-то новых знаний, чтобы он научился мыслить, анализировать, и научился определять свое место в этой жизни", – подчеркивает Екатерина Толстая, заведующая отделом по работе с дошкольниками музея-усадьбы "Ясная Поляна".

Здесь каждый четверг – толстовский: экскурсии по музею, катания на лошадях, уход за газоном, яснополянская роспись с лютиками, васильками. Именно сюда по четвергам приводят воспитанников яснополянского детского сада, в один из крупнейших мемориалов мира, в музей Льва Толстого, где все сохранено так, как было еще при жизни писателя. К примеру, роскошная центральная березовая аллея, известная многим по описанию в "Войне и мире" или "Анне Карениной".

Им повезло: традиции гораздо легче впитывать, перенимать не из учебника, а через земляков, творивших историю, как Толстой, или вошедших в нее благодаря его книгам.