На границе России с Латвией и Эстонией скопилось около двух тысяч грузовиков. Это пробка на десятки километров и, по подсчетам водителей, на шесть-семь дней ожидания. 15 декабря Федеральная таможенная служба ввела усиленный контроль за перевозчиками. Сразу начались проблемы, поэтому уже 18 декабря договорились о послаблении. Пока – не помогло.

Увидев это, борцы за экологию прослезились бы. Сотни дизелей по обе стороны границы тарахтят, не смолкая, уже больше недели. Заглушить двигатель надолго нельзя – сильный мороз. Есть риск потом вообще не завестись. А замерзший тягач, значит, замерзший водитель. Ситуация смертельно опасная: говорят, время простоя фур на российско-латвийской границе достигает 156-ти часов. Дальнобойщик Айвар идет на рекорд.

"Через час будет 6 суток, как стою. И как мы тут посчитали, еще пройду только через сутки", – рассказывает о невеселом достижении Айвар Дамбитис.

Что происходит в "голове" огромной очереди – водители не знают. Длина пробки такая, что уже до ее середины информация с границы доносится только в виде слухов. Впрочем, говоря о причинах такого катаклизма, путаются в показаниях даже у пограничного шлагбаума. С его латвийской стороны винят российскую таможенную службу. 15 декабря она ввела усиленный контроль за грузоперевозчиками. Впрочем, через три дня сама же его и отменила. Так что теперь с восточной стороны шлагбаума все сваливают на "сезонный бум".

"На сегодняшний день очередь не носит внештатного характера и в пределах пропускной способности пункта пропуска. Конец года предусматривает очереди больше, чем в другие периоды. Работники, которые есть сейчас, способны проводить те работы, чтобы очередь не возрастала", – констатирует начальник таможенного поста МААП "Бурачки"

Уверенность таможенников в том, что ситуация "штатная" опытные дальнобойщики решительно не разделяют. По их словам, за многолетний опыт пересечения границы таких заторов не видели еще ни разу.

"Ну было когда-то что-то, какие-то проблемы с литовскими перевозчиками. Тогда тоже стояли большие колейки. А так, в принципе, чтобы домой и такие колейки – не видал я", – подтверждает дальнобойщик Иварс Стрелпс

Вот так выглядит быт дальнобойщика в экстремальных полевых условиях: газовый баллон с плиткой, вода, чаще из топленого снега. С едой за последнюю неделю экспериментировали кто во что горазд. Магазин – в пяти километрах: чтобы съездить туда, приходится "расцепляться" – отсоединять фуру. Но и там с продуктами перебои. Все выходные не было даже хлеба. Пачка макарон считается богатством. Уже несколько раз для дальнобойщиков вызывали скорую. От простоя мерзнет гидравлика в автомобилях: приходится копаться в железе в двадцатиградусный мороз.

- Уже с утра так стоим.
- И как настроение?
- Отвратительное, вот сегодня день рождения у внучки. Встречаем здесь.

Здесь встретить, похоже, латвийским водителям придется и католическое Рождество. Оно уже послезавтра. Таможенники обещали урегулировать ситуацию к началу этой недели, однако, в лучшем случае через КПП в день проходят не больше 10 машин. В очередях же – почти 2 тысячи.