Москва и Вашингтон готовятся к переговорам

МИД России готовится к переговорам с Вашингтоном. Это первая с момента прихода новой американской администрации встреча внешнеполитических руководителей в таком формате. Она состоится в Женеве.

МИД России готовится к переговорам с Вашингтоном. Это первая с момента прихода новой американской администрации встреча внешнеполитических руководителей в таком формате. Она состоится в Женеве. Госсекретарь Хиллари Клинтон и министр Сергей Лавров обсудят вопросы ПРО, иранскую ядерную программу и проблемы евробезопасности. Переговоры также станут частью подготовки к встрече президентов России и США и, как ожидают наблюдатели, началом того, что Вашингтон назвал "перезагрузкой" в отношениях с Москвой. Что следует ждать от этой "перезагрузки"?

Начало "перезагрузки" и установление контакта - образные и яркие слова, подобранные для описания целой серии внешнеполитических встреч. Первая из них - на уровне главы МИДа России Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон.

Клинтон только освоилась на новом для себя посту, как и вся команды недавно вошедшего в Белый дом Барака Обамы. "Перезагрузкой" все это назвал вице-президент Джо Байден, так что его можно считать автором высказывания, когда он предложил начать все с чистого листа.

"Впрочем, яркие слова в политике значат много, но далеко не все, - замечает главный редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. - Вот этот популярный образ, данный с легкой руки вице-президента Байдена, по поводу "нажать кнопку перезагрузки", - это больше метафора, чем реальность. Так не бывает, все начать с чистого листа. Но проявляется воля к тому, чтобы обсуждать вопросы, а не ставить друг друга перед свершившимися фактами или выдвигать некое подобие ультиматумов".

Другая команда, другая Америка. Насколько все изменилось, Сергей Лавров сможет понять уже в субботу в Женеве. До этого у него была краткая встреча с Клинтон в Шарм-эш-Шейхе, но в официальном порядке. Более серьезных и плотных переговоров еще не было.

Их еще можно назвать оружейными, если продолжить подбирать определения, поскольку главными темами станут противоракетная оборона, евробезопасность, договор о стратегических наступательных вооружениях.

"Очевидно, что Москва попробует узнать, насколько изменилась позиция Вашингтона по поводу размещения баз ПРО в Европе, - размышляет заместитель директора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов. - По предшествующим всем заявлениям и американского президента, и Хиллари Клинтон следует, что американская администрация готова разговаривать об этом. Это первый момент. Второй момент, я так полагаю, будет связан с переброской американских военных из Ирака в Афганистан. Здесь, я думаю, также потребуется наше участие в какой-то степени. Но в любом случае, это только начало".

За противоракетные базы упорно цеплялась администрации Буша, но Обама неоднократно давал понять, что теперь европейские объекты - не главное. Россия даже пошла навстречу, приостановив идею ответного размещения мобильных комплексов "Искандер" на западных рубежах.

Впрочем, Хиллари Клинтон в своих заявлениях пока не говорила о полном отказе от ПРО. Речь даже шла о неком присоединении России к проекту. Так что для дипломатов эти переговоры - своего рода прощупывание позиций. Москва получает возможность еще раз напомнить о своих опасениях по поводу расширения НАТО.

При Джордже Буша эти опасения пропускали мимо ушей, может, сейчас все будет по-другому. "Мировой финансовый кризис, конечно же, повлияет на тактику переговоров, - считает Федор Лукьянов. - Несмотря на большие надежды и сдержанный оптимизм, легкими они не будут. Это надо понимать. Рамки, в которых действуют США и Россия, они довольно жесткие, учитывая экономический кризис, учитывая большой набор проблем, с которыми сталкиваются оба правительства. Придется маневрировать. С одной стороны, это открывает возможности, то есть стремление к какому-то достижению договоренностей, с другой стороны, это будет означать пределы, когда общая ситуация плохая, когда идти на уступки и подвергаться обвинениям в излишней мягкости – это еще хуже, но, во сяком случае, сейчас появились искры надежды, которых к концу президентства Буша совсем не стало".

Переговоры - это не только возможность решить актуальные проблемы. Считается, что это вообще огромный шанс убрать со сцены то препятствие, в виде внешнеполитического наследия Джорджа Буша, которое действительно уводило Москву и Вашингтон все дальше друг от друга. И, кроме того, это еще и подготовка к встрече президентов двух стран. Она состоится совсем скоро - в начале апреля в Лондоне в рамках форума финансовой "двадцатки". Это тоже будет первый контакт своего уровня, после которого вероятно удастся спрогнозировать, в каком ключе будут развиваться отношения Москвы с новым руководством Белого дома.