Честный человек в свитере грубой вязки. Реплика Андрея Светенко

Читать Вести в MAX
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя, выдающегося американского писателя. лауреата Нобелевской премии. Почему же именно Хемингуэя был в нашей стране символом для "шестидесятников" ?

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя, выдающегося американского писателя. лауреата Нобелевской премии. Почему же именно Хемингуэя был в нашей стране символом для "шестидесятников"? Почему именно этот портрет - человека с седой шкиперской бородкой, в свитере грубой вязки, с трубкой в углу рта - висел в доме каждого уважающего себя советского интеллигента?

Яркая индивидуальность, символ свободы личности - все это понятно. Но почему именно он? Не из-за того же, что был подвержен извечной слабости русской интеллигенции - с рюмочкой не расставался? И не потому, что считал: вся американская литература выросла из Геккельбери Финна, хотя эта прямая аналогия с нашей "гоголевской шинелью"...

Не потому ли, что грустная ирония и глубокий психологизм, столь свойственные рефлексирующей интеллигенции, сочетались в Хемингуэе с очевидной грубой мужской силой, с редкой, так сказать, "потенцией"? И активной, прямо-таки боевой жизненной позицией? Ведь, не было же такой войны и военного конфликта в первой половине ХХ века, в которых не поучаствовал бы лично Хемингуэй.

На первую мировую он ушел еще мальчишкой, а вернулся национальным героем. Он стал первым американцем, раненным на итальянском фронте в 17-м году. О нем тогда все газеты писали. А свой главный роман - "По ком звонит колокол" - он написал о гражданской войне в Испании. И это - человек на войне, как остаться человеком, несмотря на обстоятельства - было очень близко и важно для наших людей.

Но ведь удивительно, в те годы, когда портреты Хемингуэя уже висели на стенах, этот роман в Советском Союзе так и не был опубликован. Это случится лишь в 1968-м. В чем дело? Реальная судьба прототипа одного из героев этого романа - журналиста Михаила Кольцова - мешала? Нет. Руководители испанской компартии, Долорес Ибаррури и прочие, увидели в этом романе искажение подлинной картины войны.

Может, правы были? Но в чем? Хемингуэя даже временным попутчиком коммунистов неправильно считать. И то, что он на Кубе при Фиделе Кастро какое-то время оставался - просто чистое недоразумение.

А ведь кто бы помнил, что в годы Великой Отечественной фрагменты запрещенного вроде бы "По ком звонит колокол" доставляли нашим партизанам в новгородские леса. В тех местах воевала печально знаменитая испанская "Голубая дивизия", фашисты-добровольцы, посланные Франко на подмогу Гитлеру. И роман Хемингуэя был реальной подмогой в борьбе с ними. И это - настоящая цена телеграфному стилю "простой честной прозы", которую писал человек в свитере грубой вязки.