5 августа российские инспекторы начинают воздушный мониторинг военных объектов в ряде стран НАТО в рамках Договора "Открытое небо". По мнению экспертов, участие России в Договоре создаст противовес стремлению НАТО монополизировать сферу контроля и безопасности в мире.По сообщению Минобороны России, с 5 по 10 августа группа в составе одиннадцати инспекторов Вооруженных Сил РФ будет осуществлять воздушный мониторинг военных объектов в ряде стран НАТО в рамках международного Договора "Открытое небо" (ДОН). Как заявил заместитель начальника отдела национального Центра по уменьшению ядерной опасности министерства обороны РФ полковник Сергей Колесников, российские эксперты совершат наблюдательные полеты на российском самолете Ан-30Б, оснащенном специальной оптической и видеоаппаратурой. Источники в Минобороны России сообщили, что с 12 по 19 августа эксперты бундесвера ФРГ также совершат наблюдательные полеты над территорией России.

Как известно, ДОН устанавливает особый режим передвижения транспортных и военных судов в воздушном пространстве, называемый режимом "открытого неба", цель которого обеспечить возможность государствам-участникам совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в рамках обязательств по ОБСЕ, в частности, для контроля за дислокацией и перемещениями вооруженных сил стран-участниц договора.

Военные специалисты отмечают, что нынешняя инспекция объектов стран НАТО на Ан-30Б - это первый так называемый "квотный полет" российских инспекторов в рамках ДОН. Как известно, ДОН был подписан в Хельсинки 24 марта 1992 года, однако вступил в силу лишь 1 января 2002-го года. Российская Госдума ратифицировала этот документ в апреле 2001 года. До вступления в силу ДОН военная авиация России и стран НАТО могла совершать облет территории друг друга только в так называемом "пробном режиме", который не разрешает использование видеокамер, радиолокационных станций и инфракрасных приборов обнаружения, а предусматривает лишь осуществление фотосъемки территории инспектируемой страны.

В январе текущего года начался первый этап реализации ДОН, в течение которого страны-участницы должны подготовиться к реализации Договора в полном объеме. На этом подготовительном этапе самолеты России и НАТО оборудуются пятью видами технической разведки, включая видеоаппаратуру, радиолокаторы и датчики инфракрасного излучения. Второй, основной, этап реализации ДОН начнется 1 января 2004 года. В апреле текущего года на авиабазе Нордхольц (ФРГ) представители стран-участниц ДОН провели сертификацию Ан-30Б. По мнению военных экспертов, к началу второго этапа ДОН, возможно, потребуется усовершенствование технических параметров самолета.

Почти полвека понадобилось России и странам НАТО для того, чтобы принцип "открытого неба" начал претворяться в жизнь. Впервые с этой инициативой выступил в 1955 году на конференции в Женеве президент США Дуайт Эйзенхауэр, который предложил советскому лидеру Никите Хрущеву обменяться подробными планами военных объектов и согласиться на воздушную разведку США и СССР. Однако Хрущев отверг эту идею, усмотрев в ней попытку "узаконить шпионаж". Несмотря на отказ Москвы от идеи "открытого неба", в 1956 году американский самолет U-2 начал тайные облеты территории СССР для сбора развединформации. За четыре последующих года США совершили по меньшей мере 23 таких полета. В мае 1960-го года в районе Свердловска силы ПВО СССР сбили самолет U-2, выполнявший очередной разведывательный полет. Пилот сбитого самолета Фрэнсис Пауэрс был арестован и осужден за шпионаж.

Наступившая эра космонавтики отодвинула на второй план дебаты об "открытом небе". В 60-е годы США начали разработку спутников-шпионов для наблюдения за территорией СССР из космоса. Появление возможности осуществлять сбор развединформации с космоса "заморозило" на целых три десятилетия переговоры между СССР и НАТО о реализации идеи "открытого неба". Лишь в период горбачевской перестройки, в 1989 году, Москва и Вашингтон начали выработку пунктов соглашения. Подписать договор удалось лишь три года спустя - 24 марта 1992 года, в Хельсинки. Таким образом, лишь в период, когда "холодная война" подходила к концу, Россия и НАТО согласились на взаимную легальную разведку военных объектов с воздуха.

Однако возникла новая сложность. С марта 1992 года российские коммунисты упорно блокировали ратификацию ДОН в Госдуме, требуя запретить инспекцию российских военных объектов самолетами НАТО. Ситуация изменилась после выборов в Госдуму в декабре 1999 года, когда коммунисты утратили свое прежнее влияние в законодательном органе. В апреле 2001 года комитет Госдумы по международным делам рекомендовал депутатам ратифицировать ДОН. По мнению комитета, ДОН соответствует интересам национальной безопасности России. "Реализация этого договора позволит РФ осуществлять контроль в рамках ОБСЕ за военной деятельностью государств-участников этой организации, принимать равноправное участие в проводимых миротворческих операциях в Европе и в мониторинге взрывоопасных регионов, а также получать информацию по территориям, не контролируемым космическими средствами", - говорилось в заключении комитета Госдумы. 18 апреля 2001-го года Госдума ратифицировала ДОН.

По мнению российских экспертов, ДОН является одним из основополагающих документов, способствующих укреплению международных мер доверия. Реализация договора позволит России создать эффективный механизм противовеса стремлению НАТО монополизировать сферу контроля и безопасности в мире. Использование возможностей мониторинга военных объектов стран НАТО с помощью российской авиации позволит Минобороны уменьшить расходы на космическую разведку, благодаря чему появится возможность направить сэкономленные финансовые средства на программы в рамках реформы Вооруженных Сил России.