45 лет первому космическому рукопожатию: встречу на Эльбе сменила встреча над Эльбой

Историческая дата в освоении космоса. 15 июля 2020 года исполнилось 45 лет с начала легендарного, совместного полета пилотируемых кораблей – советского "Союза-19" под управлением Алексея Леонова и Валерия Кубасова и американского "Аполлона" с тремя астронавтами на борту. Через два дня после запуска над Москвой состоялась знаменитая на весь мир стыковка, а уже над Эльбой – первое космическое рукопожатие.

Историческая дата в освоении космоса. 15 июля 2020 года исполнилось 45 лет с начала легендарного, совместного полета пилотируемых кораблей – советского "Союза-19" под управлением Алексея Леонова и Валерия Кубасова и американского "Аполлона" с тремя астронавтами на борту. Через два дня после запуска над Москвой состоялась знаменитая на весь мир стыковка, а уже над Эльбой – первое космическое рукопожатие. Как это было и как готовились к историческому полету, рассказал американский участник уникальной экспедиции Томас Стаффорд.

Июль 1975 года – прямая трансляция Центрального телевидения Советского Союза. Работают камеры в космических кораблях и в Центрах управления полетами: и в Москве, и в Хьюстоне.

- Внимание! Говорит Хьюстон, Центр управления полетом. Сейчас все готовы к самому важному моменту – открытию люка!

Но перед открытием люка за три года до этого открылась сама возможность такого полета: советский премьер Алексей Косыгин подписал соглашение с американским президентом Ричардом Никсоном. И три года США и СССР "совмещались" не только политически, но и технически: радиочастоты, аппаратура, атмосфера и давление в кораблях – они были разными, андрогинно-периферийный стыковочный узел – напоминающий внешне две железные руки, которые сожмутся потом на орбите, наконец, языковое совмещение. Основные экипажи и дублеры тренируются в Москве и в Хьюстоне. Как шутили тогда, русстанский язык – русский в Хьюстоне. В общем, к полету все экипажи были уже старинными друзьями.

"Я родился в Оклахоме, у меня особый акцент, – рассказывает и смеется астронавт Томас Стаффорд. – Из-за этого мне было сложно произносить русские слова, у меня даже были спазмы в щеках. У меня заняло 15 минут, чтобы научиться говорить – "исторический музей". Я могу это сказать сегодня, но тогда это было фантастикой. А словосочетание "Советский Союз" – это было для меня еще сложнее".

На Руси любят баню. По душе она пришлась и американским астронавтам.

Дублировать основной экипаж – Леонова и Кубасова – это не значит готовиться и не полететь – это напряженное сопровождение с Земли. Командир второго экипажа – Анатолий Филиппченко, побывавший в космосе на корабле "Союз-7".

"Когда летали Леонов-Кубасов, я сидел в бункере под ракетой на космодроме Байконур. И вел связь. Именно я был на связи с Леоновым", – вспоминает летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Анатолий Филиппченко.

– Аполлон, для вас два сообщения: Москва – добро на стыковку, Хьюстон – добро на стыковку. Теперь дело за вами. Веселитесь!

– Захват!

– Контакт!

– Capture! (Захват!)

Рукопожатие – символ. С него начался отсчет историй о том, как Леонов затянул Стаффорда в свой корабль, как раздал тубы с наклеенными водочными этикетками, сумев разыграть друзей. Как, засидевшись лишний час в гостях, нарушили график. Кстати, на "соседней" орбите затих, чтобы не загружать частоту другой "Союз". На "Союзе-18" Климук и Севастьянов работали по своей программе.

"И Леонов говорит: "Ну вот, ребята. Мы сейчас домой возвращаемся, а вы остаетесь на орбите. Через несколько часов мы включим двигатели на домой". Вот так сказал – "Включим двигатели на домой". Вроде как-то слова такие непонятные, но у меня даже слезы полились", – вспоминает этот исторический момент летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Петр Климук.

После посадки они давали пресс-конференцию. Каждый у себя. А потом снова встретились. Например, визит в Кремль.

- Ну, хватит, хватит! Еще сядем – посидим, – это встреча Леонида Ильича Брежнева в Кремле с космическими экипажами.

– Во время полета мы соединили две пластины: изготовленные в Советском Союзе и в Соединенных Штатах Америки, – рассказывают космонавты. – Бум! Бах! Упал сувенир. Это определенным образом символизирует полет.

Получив сувенир от "Союз-Аполлон", Брежнев рассказал, что тоже дарит всем "Союз-Аполлон". Правда, он вредный для здоровья, сам курить, якобы, бросил. А космонавты и астронавты стали в итоге друзьями на всю жизнь. Настоящими. Об этом всегда говорил Алексей Архипович Леонов.

"1945 год – наши отцы на Эльбе встречались, а спустя 30 лет советские и американские солдаты, их дети, встретились над Эльбой! Как так получилось? Я не знаю. Я не знаю, где ускорилось время".

Они были первыми. Благодаря им сегодня и существует международный космос. И Международная космическая станция (МКС), где чествуют сегодня всех участников той экспедиции поименно.