Тема:

Ситуация на Украине 1 час назад

"Вся страна превратится в дурдом": экс-министр юстиции Украины сделала мрачный прогноз после Луцка

"Вся страна превратится в дурдом" – мрачный прогноз бывшего министра юстиции Украины Елены Лукаш. После истории в Луцке в своем блоге она написала резонное замечание: дескать, всем, кого беспокоит "псих-террорист", важно понимать, что это "пока цветочки".

"Вся страна превратится в дурдом" – мрачный прогноз бывшего министра юстиции Украины Елены Лукаш. После истории в Луцке в своем блоге она написала резонное замечание: дескать, всем, кого беспокоит "псих-террорист", важно понимать, что это "пока цветочки". Выводы Лукаш делает на основании простых цифр о состоянии профессиональной психиатрической помощи.

Отрасли хронически не хватает бюджета. И это признает даже глава министерства здравоохранения. Профильные клиники финансируются на четверть. А деньги на бесплатные лекарства для пациентов, по данным региональной ассоциации психиатров, получили всего десять учреждений на всю многомиллионную страну.

Дальше – больше. По словам той же Лукаш, полсотни специализированных лечебниц "будут вынуждены сократить врачей и медсестер". А это, на минуточку, порядка трех тысяч специалистов. Нетрудно догадаться, какой может быть результат. "Хронически больные и часто опасные люди перестанут получать лекарства". И, вероятно, выйдут на улицы. А главное – все это связано с пресловутой медицинской реформой. Команде нового президента она досталась по наследству, однако отменена не была.

Врачи говорят, что под угрозой – будущее украинской медицины. Потому что министр сменился, а реформа, как шла, так и идет. И уже есть очень опасные последствия.

Псих-больные умирают от голода на улицах, а в больницах убивают врачей ножами. Ситуация в системе украинской психиатрической помощи напоминает сценарий триллера. Профессиональное сообщество в шоке от последствий медицинской реформы.

"Сознательно идет сокращение финансирования. Мы же это видим. И уже появились несколько убийств психбольными, которые не лечены. Психический больной в состоянии агрессии не был госпитализирован, потому что сейчас сокращается возможность госпитализации. Он убил дежурного врача в обычной больнице. С другой стороны, несколько психбольных (я знаю о двух) погибли на улице, потому что голодно", – рассказывает глава Ассоциации психиатров Украины Семён Глузман.

"Спасите украинскую психиатрическую помощь" – киевские врачи публикуют открытые письма в Facebook (запрещена в РФ) и не раз уже выходили на митинги. Так называемая оптимизация больничной сети подразумевает закрытие большинства профильных стационаров. Не только психиатрических, кстати. Инфекционных тоже.

"Когда люди в том числе с открытой формой туберкулеза окажутся в маршрутках и так далее. Никто ограничений этому не ставит", – отмечает политолог Михаил Погребинский.

Профильных клиник слишком много. Такая логика в украинском министерстве здравоохранения, судя по тому, что пишут киевские СМИ. Предлагается, например, лечить психозы амбулаторно, не занимая койко-мест. И чтобы лекарства пациенты покупали себе сами.

"Покупательная способность лечебных учреждений и отдельных граждан невелика. Приходится пользоваться дешевыми аналогами, которые по большей части в сравнение с качественными брендовыми препаратами не идут", – комментирует ситуацию врач-психиатр частной практики Евгений Воронков.

"Если государство не будет покупать препараты, то все пациенты, которые сейчас находятся на учете, не будут получать адекватную терапию. Их психопатология развернется. К сожалению, таких случаев станет больше", – отмечает психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин.

Медиков, похоже, ждут сокращения. Для того, чтобы платить прежние зарплаты, коллективы профильных украинских больниц придется уменьшить примерно наполовину – уже есть такие расчеты. Другой вариант – работать всем, но за меньшие деньги и по урезанному графику.

"Как можно работать по сокращенному графику, когда больные требуют круглосуточного надзора, наблюдения? Есть определенные и так не очень богатые нормативы по штатному расписанию, но их сократить, предположим, на 40 процентов. Это паралич работы", – заявляет врач-психиатр частной практики Евгений Воронков.

Вся эта "реформа" – дело рук гражданки США Ульяны Супрун, говорят политологи. Которая почти три года исполняла обязанности министра здравоохранения Украины.

"Она, похоже, вообще малограмотная женщина, максимум – с дипломом медсестры. Которая действует по рецептам, которые рекомендуются обычно Международным валютным фондом. Идеология кредитования Украины Международным валютным фондом заключается в том, чтобы по максимум сократить социальные расходы", – объясняет политолог Михаил Погребинский.

Сокращение социальных расходов – это ослабление государства, а значит, новые долги. Такой вот замкнутый круг.

"Западные структуры (в частности, донорские организации) оказывают очень жесткое давление на президента Зеленского в том, чтобы он не сворачивал с реформирования медицинской системы по пути, который предложила Супрун", – говорит глава Ассоциации психиатров Украины Семён Глузман.

Сейчас министр здравоохранения на Украине другой – Максим Степанов. Но реформа-то продолжается. Чиновник говорит: "У нас медицины как системы не существует в стране". Это еще один наглядный результат зависимости от Вашингтона. Психической в том числе.