Журбин: на самом деле пишу музыку не я

Симфонист и песенник, создатель опер и балетов, театральный и кино композитор. Александр Журбин отмечает юбилей – 75. Поздравления заслуженному деятелю искусств России направил президент.

Симфонист и песенник, создатель опер и балетов, театральный и кино композитор. Александр Журбин отмечает юбилей – 75. Поздравления заслуженному деятелю искусств России направил президент.

Александру Журбину, пером которого, по его собственному признанию водит кто-то свыше, принадлежит множество произведений разных жанров. Его музыка изящна и легка. И даже, если композиция посвящены такой серьёзной – военной – теме, в ней есть место и минору, и мажору.

"Пишу на самом деле не я. Пишет кто-то. Я пишу ручкой на нотной бумаге. Кончик ручки у меня используется как антенна. Я ловлю то, что мне посылает кто-то сверху", – с улыбкой говорит Журбин.

На свой Олимп Александр Журбин поднялся в 1975-м – в Ленинграде. Написав первую советскую рок-оперу "Орфей и Эвридика". Слово "рок" не пропустила цензура, поэтому тогда называли загадочно зонг-опера. Но сути это не меняло: на сцене играл ансамбль "Поющие гитары", Эвридика – Ирина Понаровская, Орфей – Альберт Асадуллин, у которого и 40 лет спустя великолепный вокал в этой партии.

"Мы считали, что это примерно 50-е произведение на тему Орфея и Эвридика и ошиблись. Оказалось, это примерно 250-е произведение", – рассказывает композитор.

"Наконец-то на нашей сцене в Ленинграде звучит рок-опера! Это было очень модно, и он добился в этом, конечно, незаурядных результатов. Помимо рок-опер у него было огромное количество песен, некоторые из них я тоже пел", – отметил Михаил Боярский, народный артист РСФСР.

В 1979 году на экраны выходит молодежная любовная драма "В моей смерти прошу винить Клаву К" с музыкой Журбина.

"Почему сейчас стали говорить "саунтрек", а не "музыка"? Потому что, музыки-то нет! И вот как раз Журбин принадлежит к тем, у кого есть настоящая музыка в кино", – говорит Максим Дунаевский, народный артист России,
композитор.

"Я, например, написал для такого фильма Эскадрон гусар летучих" несколько гусарских песен", – вспоминает Журбин.

Его музыку слышали у Аллы Пугачевой, у Льва Лещенко, у Людмилы Сенчиной, у Николая Караченцова, у Тамары Гварцители и у Иосифа Кобзона.

"Всегда очень хорошо "ложится на ухо" его музыка", – отметил Владимир Дашкевич, заслуженный деятель искусств РФ, композитор.

Многие композиторы говорят о необычном сочетании у Журбина: даже в операх или симфониях остается впечатление легкости. Говорят, что он и в жизни такой.

"Я отношу себя к тому типу творцов, которым все дается легко", – рассказывает Журбин.

Он 12 лет прожил в Нью-Йорке и вернулся. Вернее, живет на два континента, два дома. Там – повзрослевшие дети, посвятившие себя музыке. Здесь – неизменный портрет Шостаковича у рояля. И кто-то невидимый, кто водит шариковой ручкой Журбина по нотной бумаге.