Конфликт в Нагорном Карабахе: эксклюзивное интервью с Ильхамом Алиевым

27 сентября обострилась ситуация в Нагорном Карабахе, на территории идут активные бои. В Азербайджане и Армении введено военное положение, объявлена мобилизация. На телеканале "Россия 1" – эксклюзивное интервью с президентом Азербайджана.

27 сентября обострилась ситуация в Нагорном Карабахе, на территории идут активные бои. В Азербайджане и Армении введено военное положение, объявлена мобилизация. На телеканале "Россия 1" – эксклюзивное интервью с президентом Азербайджана.

- На связи – президент республики Азербайджан Ильхам Гейдарович Алиев. Спасибо, господин президент, что согласились на это интервью. Что прямо сейчас происходит на фронте, уже поступает информация об использовании авиации?

- На фронте сейчас напряженно. В результате армянской военной провокации, которая началась утром 27 сентября, были подвергнуты массированному артиллерийскому обстрелу населенные пункты Азербайджана и наши боевые позиции. В результате этой агрессии 11 жителей Азербайджана погибли, включая двух детей, также есть жертвы среди военнослужащих. Мы вынуждены были дать адекватный ответ агрессору и таким образом защитить свой народ, своих людей и свою землю. Таким образом, уже третьи сутки идут ожесточенные бои, в результате которых азербайджанская армия освободила ряд населенных пунктов от оккупации, а также заняла стратегические высоты в разных направлениях. На сегодняшний день ведутся активные боевые действия.

- Ильхам Гейдарович, проясните нам, пожалуйста, роль Турции. Анкара в лице президента и руководителя МИД заявила о том, что поможет вам на поле боя?

- Турция, я считаю, играет стабилизирующую роль в регионе. Турция – наша братская страна и наш союзник. И с самого первого часа, как мировая общественность узнала о том, что Армения напала на Азербайджан, Турция на уровне главы государства и других руководителей высказалась однозначно в поддержку Азербайджана, в поддержку международного права, потому что Армения грубо нарушает международное право, оккупируя территории Азербайджана на протяжении около 30 лет. В этом, собственно, и заключается роль Турции; больше ни в чем. Турция оказывает нам моральную поддержку, и мы благодарны турецкому руководству, президенту и народу за солидарность и за поддержку. Ни в каком другом качестве Турция в данном конфликте не участвует. И все слухи о том, что Турция участвует как сторона конфликта, которая распространяется с армянской стороны, – носит провокационный характер, как это сейчас принято говорить – это fake news. Нет ни одного свидетельства участия Турции в конфликте, и такой необходимости нет. Азербайджанская армия достаточно подготовлена для того, чтобы обеспечить защиту своего народа и своей территории.

- Ильхам Гейдарович, таким образом вы не подтверждаете и, более того, опровергаете информацию о том, что буквально час назад турецкие ВВС сбили самолет армянских ВВС, речь шла о F-16 и Су-25?

- Мы этой информацией не владеем. Буквально недавно мне доложили о том, что такая новость появилась в информационном пространстве, она ничем не подтверждена.

Самолеты F-16 турецких ВВС никоим образом не участвуют в боевых действиях. Сегодня с учетом современных технологий очень трудно что-то скрыть, потому что есть объективные формы наблюдения, есть спутниковое наблюдение и поэтому очень легко проверить, что это – очередная провокация. Нам понятна цель армянской стороны, создающей такие ложные новости. Во-первых, принизить боеспособность азербайджанской армии, которая с честью сейчас выполняет задачу по восстановлению своей территориальной целостности, а также создать впечатление, что конфликт разрастается, в него подключаются третьи страны, и тем самым попытаться привлечь как можно больше стран для того, чтобы оправдать свою провокацию. Поэтому ответственно вам заявляю: Турция не является стороной конфликта, никоим образом в нем не участвует и никакой необходимости в этом нет.

- Ильхам Гейдарович, готова ли ваша страна к движению в сторону Казанской формулы, в рамках которой Армения должна освободить несколько сел или любой другой формулы. Что сейчас в принципе можно предпринять, как переломить ситуацию?

- Азербайджан всегда проявлял конструктивность на переговорном треке; и сопредседатели Минской группы, которая ответственна за посредническую миссию, это могут подтвердить. За последние два года мы неоднократно заявляли, что привержены принципам урегулирования, которые выработаны годами и которые Минская группа и ее сопредседатели считают основой для переговорного процесса. Более того, мы последние два года и до этого неоднократно заявляли, что привержены формату переговоров. Переговоры ведутся между Арменией и Азербайджаном.

Есть только две стороны конфликта; иной раз, когда говорится о конфликте, говорят: все стороны, но это неправильное определение, нет всех сторон, есть только две – Армения и Азербайджан.

Но что происходило за последние годы после соросовского переворота, который совершила нынешняя власть в Армении? Армянский премьер-министр лично заявляет, что Карабах – это Армения и точка. В таком случае о каком переговорном процессе может идти речь? Ведь суть выработанных Минской группой ОБСЕ принципов заключается в том, что территории вокруг Нагорно-Карабахской автономной области должны быть переданы Азербайджану. А если он говорит, что Карабах – это Армения и вдобавок говорит, что мы должны вести переговоры с так называемым марионеточным режимом Нагорного Карабаха, то тем самым он пытается поломать формат переговоров, которые уже существуют 20 лет, так значит Армения сознательно нарушает переговорный процесс, выдвигает неприемлемые требования.

И когда Минская группа уже в последнее время начинает более активно говорить о том, кто же все-таки является препятствием для урегулирования, вот делают такие провокации, как 27 сентября, а до этого 12 июля наши позиции были атакованы на государственной границе, а после этого – 23 августа, когда была захвачена диверсионная группа Армении на линии соприкосновения. Все делается для того, чтобы сорвать переговорный процесс, потом обвинить Азербайджан, потом вовлечь третьи стороны и тем самым сорвать переговорный процесс, потому что армянская сторона хочет сохранить статус-кво. А сопредседатели Минской группы ОБСС в лице глав России, Франции, США делали неоднократные заявления о том, что статус-кво неприемлем. А это значит, что территории под оккупацией должны быть возвращены Азербайджану. Мы привержены переговорам, но с армянской стороны видим совершенно противоположные действия.

- Скажите, пожалуйста, что все-таки произошло в воскресенье, что спровоцировало столь масштабное и кровопролитное противостояние?

- К тому, что произошло в воскресенье, Армения уже шла несколько месяцев. Если вы проследите хронологию их действий и заявлений, то отчетливо будет видно, что они шли к этой провокации сознательно. Не так давно, выступая с трибуны Генассамблеи ООН, я открыто говорил, что Армения готовится к войне и необходимо ее остановить. В июле они предприняли вооруженное нападение на населенные пункты на государственной границе, это далеко находится от зоны конфликта. Тогда погиб один мирный житель и несколько военнослужащих. Столкновения длились четыре дня. И поскольку у нас не было и нет никаких военных целей на территории Армении, как только армянские вооруженные силы были отброшены от нашей территории, по обоюдной договоренности огонь был прекращен. Затем, как я сказал, в августе диверсионная группа проникает на нашу территорию; она была нейтрализована. Затем армянская сторона публично демонстративно объявляет о переселении на оккупированные территории и в наш древний азербайджанский город Шушу армян, выходцев из Ливана, что является военным преступлением. Это является нарушением Женевской конвенции, делается это демонстративно. Затем, до этого, они проводят так называемую инаугурацию так называемого главаря преступного нагорнокарабахского режима в Шуше, в древней жемчужине азербайджанской культуры.

Все это сознательные провокации против нас, втягивание нас в конфликт и провоцирование на ответные действия. Мы проявляли сдержанность, конструктивность и здравый смысл. Но когда у них это не получилось, они предприняли эту попытку.

Еще одна причина – во внутриполитическом кризисе, который существует в Армении. Ведь сегодня в Армении существует режим Сороса. Переворот, который не удался в Белоруссии, удался два года назад в Ереване. И сегодня руководитель Армении в лице Пашиняна – это ставленник Сороса, это человек, который сделал очень много обещаний и не может их выполнить. И по существу, страна находится в кризисе. Таким образом, ему нужен был внешний фактор, какая-то заваруха, если можно так сказать, – с тем, чтобы отвлечь внимание населения, что ему и удалось. Более того, буквально за два дня до того, как они напали на нас в очередной раз, лидер главной оппозиционной партии Армении был арестован, то есть диктаторский, деспотический режим Пашиняна ликвидировал у себя в стране все оппозиционное поле и сейчас демонстрирует агрессию по отношению к азербайджанскому народу.

- Ваша позиция ясна, спасибо огромное. Если можно, буквально коротко – да или нет. Есть ли на фронте прямо сейчас боевики из Сирии?

- Нет, это очередная ложная новость, никаких боевиков из Сирии нет. Нет ни одного свидетельства, ни одного доказательства. Это вброшено армянской пропагандой и циркулирует по разным сайтам и разным СМИ. Никакой необходимости в этом нет. У Азербайджана подготовленная армия, очень большой мобилизационный резерв. Буквально вчера я объявил о частичной мобилизации, мы призываем под ружье десятки тысяч резервистов. И с населением 10 миллионов против двух миллионов у Армении у нас нет необходимости в человеческих ресурсах. Поэтому мы способны сами за себя постоять и наказать агрессора так, чтобы ему было неповадно больше даже смотреть в нашу сторону.