Тема:

Кризис в Белоруссии 4 недели назад

Регионы, которые нас объединяют: развитие российско-белорусских отношений

"Богатырь" – самый большой в мире карьерный самосвал, официально занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Высотой с трехэтажный дом, грузоподъемностью 450 тонн. Такие тяжеловесы работают и в России, например, в Кузбассе на угольных разрезах.

Металлургия, химическая промышленность, строительство дорог, добыча золота и алмазов. От Белгородской области через всю Сибирь до Сахалина. Две трети техники с завода под Минском идут к нам на экспорт. Теперь есть предложение в России грузовики и собирать. Речь идет об одной из самых ходовых моделей – 90 тонн. "БелАЗ", конечно, никуда не переезжает: объемы белорусской площадки это не снизит, а вот затраты – существенно.

"Это будет напрямую связано с уменьшением себестоимости и позволит нам выйти и осваивать рынки третьих стран и увеличить экспортную составляющую обеих стран", – сказал Сергей Никифорович, генеральный директор ОАО "БелАЗ" – управляющая компания "БелАЗ – Холдинг".

"БелАЗ "уже наш общий – половина комплектующих в нем из России. Сырье, металл, резина, электроприводы и моторы. Сердца "БелАЗов" еще с послевоенных лет были отданы уральскому заводу. И недавно там создали новое поколение двигателей более мощные и экономичные. Сейчас их обкатывают в полевых условиях под наблюдением белорусских коллег. Опытную эксплуатацию планируют завершить до конца года, и в следующем первая партия может отправиться в Белоруссию.

"Родится надежный продукт, который превосходит характеристики. Мы все-таки надеемся, что мы этого добьемся – характеристики импортных двигателей. И мы не будем каждый день переживать из-за роста курса", – отметил Петр Скворцов, генеральный директор Уральского дизель-моторного завода.

Регионы, которые нас объединяют: в прошлом году половина товарооборота Белоруссии пришлась на Россию – это 35,5 миллиарда долларов. По данным посольства, активнее всего покупали у республики Москва и Петербург, а также области, не только приграничные вроде Брянской, а, например, Кемеровская и Свердловская. А в лидерах продаж в Белоруссию – такие ближайшие соседи, как Смоленщина, но и сибиряки – Тюменская и Новосибирская области.

С каким-либо регионом России сотрудничает каждое второе белорусское предприятие. Часть из них совместные, как один из заводов в Брянской области: половина акций – у знаменитого "Гомсельмаша". Оттуда поставляют детали, а собирают комбайны для российских полей – эта техника участвует в госпрограммах по сельскому хозяйству.

"На данном предприятии работают россияне, налоги платятся в РФ – это первое. Второй немаловажный вопрос – это обеспечение данной продукцией конечного производителя, то есть крестьянина", – сказал Андрей Кузнецов, генеральный директор ЗАО СП "Брянсксельмаш".

Более 8 тысяч предприятий работают по обе стороны границы. Вот производство в Витебске. В ногу со временем на фабрике обуви идут роботы. Механические руки могут выполнять несколько разных операций, то есть один механизм заменяет до десятка обычных станков. И в перспективе весь этот огромный цех будет автоматизирован.

Пока это эксперимент, но уже понятно, что роботы – это шаг вперед, причем в обувной промышленности они пока не заступили на работу больше нигде в мире. От 3D-макета подошвы до сканирования малейших дефектов на коже и ювелирной компьютерной раскройки. За новые технологии отвечают россияне: при фабрике – крупнейший в Белоруссии инновационный центр. Учредители тоже наши, а большинство инженеров и рабочих – белорусы. Ручной труд в производстве обуви все же незаменим.

Цеха – в четыре этажа, единый гигантский конвейер: на производство одной пары уходит в среднем до 5-6 дней. Начиная с окраски материала, три четверти сырья, кстати, российские, коровью кожу, например, везут из Рязани. И 80% готовой обуви – это более миллиона пар в год – тоже продают в России. На наш рынок ориентированы прежде всего: тут на руку и похожий климат- те же зимние сапоги актуальны для большинства регионов именно нашей страны – и даже родство на генетическом уровне.

"Наша генетическая неразрывность заключается в том, что у нас единый тип ноги. "Славянская нога" – это то, что нас объединяет. Те же итальянцы говорят, что у нас очень развитые ноги, мы крепко стоим на своих ногах, и это мы тоже учитываем", – отметил Юрий Суманеев, генеральный директор обувной компании.

В итоге – одна из крупнейших торговых сетей в России: это совместное предприятие обувает до 3 миллионов человек в год почти во всех городах вплоть до Крайнего Севера и Дальнего Востока. Там, кстати, не понаслышке знают и покупают белорусское.

В магазине белорусских продуктов во Владивостоке – колбасы, произведенные в Бресте и Гродно, конфеты из Минска и Мозыря и сыр из Слуцка. Разбирают моментально, постоянных покупателей хоть отбавляй.

Поставки хотят наладить и на региональном уровне – недавно делегация посетила Белоруссию. В Приморье могут появиться белорусские лифты, автобусы, коммунальная техника. И торговый дом – наглядная иллюстрация к тезису "От Бреста до Владивостока" – все то, что нас связывает.