Не стало Ирины Скобцевой: она ушла в тот же день, что и ее супруг

Ушла Дездемона отечественного кино. В Каннах она получила "Мисс Шарм" за свою Дездемону. Не стало Ирины Скобцевой. Она ушла в тот же день, что и ее супруг Сергей Бондарчук. 26 лет спустя.

Ее называли легендой отечественного кино, музой и талисманом любой картины, в которой она участвовала. И даже эпизод в ее исполнении добавлял фильму шарма и утонченности, которые для нее были природным даром. Не стало Ирины Скобцевой, Народной артистки России, супруги и единомышленницы великого Сергея Бондарчука. Их первая же совместная работа в картине "Отелло", принесла актрисе мировое признание, – ее Дездемона была отмечена на Каннском кинофестивале. Они прожили вместе 35 лет. И ушла она в тот же день, что и он 26 лет назад. Прощание с Ириной Скобцевой пройдет 22 октября на Новодевичьем кладбище.

Последняя встреча была накануне ее юбилея. Ирина Константиновна рассказывала о своей жизни, ролях, Сергее Бондарчуке. Вспоминала, как "Войну и Мир" принимали во Франции.

"И мы вышли в перерыв. Там стояла толпа женщин. Вот как зритель воспринимает?! И одна дама смотрела на меня и не понимала: только на экран смотрела, и тут я вдруг. И она мне говорит: "Вы тоже титулованная?!" Я говорю: "Нет! Я – актриса, которую вы только что видели на экране"… Она была разочарована", – рассказывала Народная артистка РСФСР Ирина Скобцева.

Но сначала мир ее увидел в фильме 1955 года режиссера Сергея Юткевича "Отелло".

– Так и я отныне послушна Мавру, мужу моему…

"В "Отелло" она была с Сергеем Федоровичем Бондарчуком, рядом с ним очень органично смотрелась. Все были рады, когда узнали, что они стали мужем и женой", – вспоминает режиссер, Народный артист РСФСР Владимир Меньшов.

И с "Отелло" началась слава, интервью, творческие встречи...

– Рязанских животноводов приветствовали мастера искусств! Николай Черкасов! Отелло – Сергей Бондарчук, и Дездемона – Ирина Скобцева!

И вот Канны 1956 года. Ирина Скобцева стала "Мисс Шарм". На хронике фестиваля они запечатлены вдвоем с Верой Марецкой.

"Красивая женщина, умирающая. Золотые волосы, музыка, любовь. Удушили, все! Каннский фестиваль, "Мисс Шарм", все. Я думаю, я должна сыграть совершенно противоположную роль! Вот я искала, искала, искала", – рассказывала о своих творческих поисках Ирина Скобцева.

И Барнетт снимает "Аннушку".

– Зовут ее Аннушкой! Не Анной и не Аней, а только так…

А здесь она будто и не актриса, а просто мама, как и в фильме Георгия Данелия и Игоря Таланкина "Сережа", где она снова с мужем Сергеем Бондарчуком.

Данелия как-то сказал Ирине Скобцевой, желая уколоть, что она не снимается в маленьких ролях.

"А меня не приглашают", – ответила она.

"Но вот женщина идет по набережной, два слова по телефону", – описал роль Георгий Данелия.

– Я согласна.

Молодые Стеблов и Михалков удивились, увидев на съемке эпизода в фильме "Я шагаю по Москве" уже очень известную Ирину Скобцеву.

– Как маму зовут?

– Мария Николаевна.

– Здрасте, Марья Николаевна! А как меня зовут?

– Надя.

– Это Надя говорит!

"Печаль моя светла, – говорит режиссер, артист РСФСР Никита Михалков. – Она прожила большую, прекрасную жизнь в такой гармонии с несчастиями своими, с проблемами, с уходом дочери. Но она с таким достоинством переносила все невзгоды. Такая в ней была удивительная нежность и сила".

Оскароносную эпопею "Война и Мир" – снимали 6 лет. И каждый съемочный день все видели, как живет этот союз, видели, что в кадр входит не жена Бондарчука, а актриса Скобцева.

Кстати, сама Ирина Константиновна говорила, что играла самую противную женщину в картине. Кто еще так может сказать? Они преподавали во ВГИКе. И как говорили, ставшие потом известными актеры, "на курсе мы формировались в мужчин из-за присутствия Ирины Константиновны". А актрисы вспоминают ее опеку и уроки этикета: например, как правильно сервировать стол, как брать нож и вилку.

"Я закончила ВГИК, мастерскую Сергея Федоровича Бондарчука и Ирины Константиновны. Они всегда были для меня неразделимы. И по горькому совпадению они даже ушли из жизни в один день с разницей в несколько лет. Она сглаживала его жесткий характер и опекала нас как мама", – вспоминает своих преподавателей Заслуженная артистка России Ольга Кабо.

И неудивительно то, что их удивительный союз породил творческую династию.

"Видеть эту любовь друг к другу, эту нежность, это просто очень красиво все было. Очень! Вот, это и пример для подражания", – подчеркивает Народная артистка России Валентина Теличкина.

"Я жила рядом с этим человеком, я его любила. Я ни о чем не жалею, ни об упущенных ролях, ни о несыгранных ролях. одной больше, другой меньше. Может быть, я не так звездно состоялась. Но, по-моему, не в этом счастье. Я знаю, что у нас была одна такая дорога", – подводила итог своей жизни Ирина Скобцева.