Антител к холодной войне нет: от Путина и Байдена зависит история


EPA

Борьба с изменением климата – одна из тех сфер, где Россия и США могут действовать сообща. И не только.

В Госдеп США был вызван временный поверенный в делах России в Вашингтоне, который, "решительно отверг все необоснованные обвинения в адрес России". Вопрос: кто в Америке может подсказать, где искать здравый смысл? А вы помните доктора Гейла, который 35 лет назад прилетел сюда после катастрофы в Чернобыле? С ним встретился собкор ВГТРК Валентин Богданов.

Дом доктора Роберта Гейла – почти на самой вершине Лос-Анджелеса. Проект, между прочим, разрабатывал архитектор из России. На крыльце непривычно много обуви. Просят снимать при входе, как у нас.

Русский знали дед с бабкой, до революции перебравшиеся за океан из Гомеля, но доктор Гейл постигал язык уже сам – в 70-х, когда впервые попал в Москву. Теплые воспоминания.

"Я гулял по Арбату и встретил там парня в меховой шапке. Еще я тогда был в галстуке. Этот парень подошел ко мне и говорит: у вас отличный галстук. А я – ему: а у вас отличная шапка. Вот так мы и обменялись", – вспоминает Роберт Гейл, профессор, исследователь в области медицины.

А это уже май 1986-го. Гейл с группой американских медиков пребывает на подмогу врачам московской больницы №6. Там спасают облученных и обреченных операторов и пожарных Чернобыльской АЭС.

Документальных свидетельств медицинского чуда, которое сотворили общими усилиями, осталось немного – было не до съемок.

Радиация поражала костный мозг ликвидаторов. Гейл предлагает применять ростовой фактор. Лечение экспериментальное. Рисковать боялись.

"Я знал это лекарство, так как много раз давал его обезьянам. Поэтому сказал: никаких проблем, вы даете это лекарство мне сегодня ночью, если я не умру, то вы рассказываете членам Политбюро, что советские граждане не будут первыми, кто его принял", – говорит Гейл.

Два года спустя он снова оказался в эпицентре. На черно-белых снимках – руины Спитака. Под окнами – следы современного стихийного бедствия.

Лесные пожары в Калифорнии связывают с последствиями глобального потепления.

"Если мы хотим остановить процесс глобального потепления в ближайшие 20-30 лет, то делать это нужно с помощью атомной энергии. Конечно, не полностью переходить на нее, но очень важно, что она не загрязняет окружающую среду. Нужно только стараться избегать аварий", – призывает : Роберт Гейл.

Борьба с изменением климата – одна из тех сфер, где Россия и США, уверен Гейл, могут действовать сообща. И не только.

"Мне очень грустно сейчас наблюдать за резким ухудшением отношений между Москвой и Вашингтоном, которое, на мой взгляд, совершенно излишне. Этих обострений быть не должно, потому что мы живем в мире, где существуют общие и глобальные проблемы", – считает Гейл.

Одной такой доктор Гейл ежедневно противостоит у себя в госпитале. Калифорния – очаг ковида. Антител к холодной войне мир, правда, так и не выработал, но один рецепт у доктора Гейла есть.

"Тяжело в это поверить, но история зависит от личностей. Сейчас она зависит от Путина и Байдена. В истории слишком много вещей происходило по случайному стечению обстоятельств. Поэтому кто-то должен сделать первый шаг", – уверен Гейл.

Два шага навстречу, как двойная доза вакцины. Только укрепит результат.