Как и накануне в Будапеште, визит в Вену Сергей Лавров начинает с возложения венка к мемориалу советскому воину-освободителю. В Австрии – больше двух сотен советских захоронений, и Москва благодарна за то, как здесь оберегают память о павших воинах. Несмотря на то, что отношения России в целом с Евросоюзом сейчас находятся на низкой точке, с Австрией удается развивать контакты. Культурные связи, сотрудничество ученых и представителей общественных организаций активно развиваются в рамках форума "Сочинский диалог". Науку и технику Сергей Лавров назвал в числе самых актуальных направлений работы в этом формате.
"Отрадно, что несмотря на известные ограничения, связанные с пандемией, работа форума не только не затормозилась, но и интенсивно развивается. Удалось не только выработать и запустить в работу новые форматы взаимодействия. Это подтверждает наличие взаимного и искреннего желания обеих сторон к дальнейшему сотрудничеству", – заявил Сергей Лавров.
И хотя Австрия стремится восстановить туристическую сферу, вернуться к доковидным показателям сейчас не может. В том числе – из-за отсутствия договоренностей по взаимному признанию вакцин. Вена планировала закупить миллион доз "Спутника V", но решила все-таки дождаться решения европейского регулятора, а он не спешит регистрировать российский препарат.
Российский триколор – на здании ведомства федерального канцлера Австрии. Официальные делегации здесь принимают постоянно, но далеко не каждые переговоры сопровождаются установкой флага государства-гостя. Можно сказать, что это знак особого расположения.
Глава австрийского правительства Себастиан Курц в этом году несколько раз беседовал по телефону с российским лидером, по видеосвязи участвовал в Петербургском экономическом форуме и церемонии запуска цементного завода в Башкирии. Россию он тогда назвал важнейшим торговым партнером. С Сергеем Лавровым Курц последний раз проводил официальные переговоры еще в 2017-м, когда сам был главой МИД. Европейское турне российского министра-возможность наконец обсудить ключевые вопросы лично.
Провал военной кампании в Афганистане и последовавшая за ней угроза оказаться в новом миграционном кризисе заставляет Вену уже сейчас занимать оборонительную позицию. В Австрии настаивают: страна не будет принимать беженцев.
"У французов было бы 270 тысяч беженцев, если бы они принимали столько же на душу населения, как Австрия. Мы проявили большую солидарность в этом вопросе. Наша позиция в отношении приема беженцев предельно ясна. Сейчас дело – за другими нашими партнерами, надо оказать поддержку странам-транзитерам", – заявил Александр Шалленберг, министр иностранных дел Австрии.
Москва, напротив, считает, что нельзя делать жителей Центральной Азии заложниками афганского кризиса. Разногласия остаются и по украинскому вопросу, Вена упорно называет Крым аннексированной территорией. Сергей Лавров замечает: лишая крымчан права на шенгенскую визу, ЕС либо преследует их по политическому принципу за участие в референдуме, либо вовсе наказывает ни за что. Обсуждение вопроса ушло сильно дальше событий 2014 года.
"В марте 1897 г. посольство Австро-Венгрии в Санкт-Петербурге обратилось в Министерство иностранных дел Российской империи с просьбой разрешить австрийскому подданному Гинце вывезти из Крыма 100 чубуков виноградной лозы. Согласие было получено, и чубуки доставлены в Австрию. Может, виноград для некоторых венгерских и австрийских вин, которыми нас будут угощать сегодня за ланчем, собирается в наше время на лозах крымского происхождения", – заявил Сергей Лавров.
О том, как общее пытаются сделать частным, Сергей Лавров говорил и вспоминая попытки президента Зеленского национализировать Крещение Руси. Скоро будет решено, что Новый год можно отмечать только на Украине, заметил российский министр. Своего австрийского коллегу Сергей Лавров пригласил в Крым, где можно будет самостоятельно разобраться в вопросе. Но Александр Шалленберг сказал, что желания ехать в Крым у него нет. И добавил, что в Москву он все же прилетел бы.