Саяно-Шушенская ГЭС: пример чистой энергетики

Уникальные кадры с берегов Енисея. Чистая энергетика России.

Пример чистой российской энергетики – недавно модернизированная Саяно-Шушенская ГЭС, что стоит на Енисее.

Громадина инженерной мысли среди Саян. Когда подъезжаешь и видишь из-за гор такое сооружение, ощущения нереальные. Красота, одним словом!

В энергетике это называется "напорный фронт". Его образует уникальная арочно-гравитационная плотина высотой 245 метров, выше здания МГУ, и длиной по гребню больше километра. Такую мощь держит!

Биография станции начинается в ноябре 1961 года, когда первый отряд геологов-изыскателей института "Ленгидропроект" прибыл в этот район. Места здесь суровые, с богатой историей.

Судьбоносный момент – перекрытие Енисея. Вместо планируемых двух дней потребовалось меньше трех часов. На укладку первого кубометра в станционную часть приезжал Юрий Гагарин.

"Доля гидроэлектроэнергетики в энергетическом балансе России – одна из самых высоких в мире. Фактически энергетический баланс России – самый чистый на всей Земле", – отметил Рустам Танкаев, член Комитета по энергетической стратегии ТЭК Торгово-промышленной палаты.

Крупнейшие производственные объединения СССР создавали уникальное супермощное оборудование. Однако 17 августа 2009 года навсегда разделило жизнь в поселках вокруг станции на "до" и "после".

Часовня у самого входа на станцию – в память о 75 погибших в техногенной катастрофе. Причина страшной аварии – усталость металла шпилек турбины, крепящих крышку второго гидроагрегата. За несколько минут потоки воды и искореженный метал остановили энергетическое сердце Сибири.

В момент аварии слесарь Алексей Гоголь был на нижних уровнях станции. Один из немногих, кто чудом выжил. Помнит имя спасателя, который вытягивал его на руках.

"Водолазам очень тяжело пришлось. Дело даже не в температуре воды, а в ее течении, она постоянно двигалась. И поэтому водолазы, когда работали по закрытию створок нижнего бьефа так называемого, практически были привязаны к тросу", – рассказал Иван Сулаев, начальник Службы оперативного управления отряда "Центроспас" МЧС России.

Ситуация – на контроле президента и правительства. Вице-премьер Игорь Сечин возглавляет комиссию по ликвидации последствий и помощи пострадавшим, лично на месте курирует ход работ.

"Задача была действительно архисложная, наши зарубежные партнеры, увидев масштаб бедствия, оценивали сроки восстановления до десяти лет, некоторые вообще не верили, что этот объект можно восстановить. Но под руководством Игоря Ивановича, с его масштабам понимания этой проблемы, его возможностями как вице-премьера был поставлен жесткий директивный срок: восстановить в течение пяти лет", – отметил Борис Богуш, первый заместитель генерального директора "РусГидро".

А ведь это была суровая зима. В мороз станция обрастала льдом. Десятки тысяч тонн! Но и с этим справились. Были найдены уникальные технические решения. Уже в феврале 2010 года был восстановлен и поставлен под нагрузку первый гидроагрегат. А через месяц – еще один.

На самом деле объем стоявших задач можно оценить и понять только в машинном зале. Он огромный! Подо мной – несколько этажей, многотонные агрегаты гигантского радиуса. Ведь на самом деле что сделали? В сжатые сроки оценили ущерб и все необходимые конструктивные изменения. Разработали, произвели и доставили все необходимые узлы и агрегаты. Запустили в работу. Титанический, колоссальный труд.

Дальше был ввод нового уникального сооружения – берегового водосброса. Энергия воды здесь по мощности превышает два Ниагарских водопада. Параллельно все это время шла разработка новых гидроагрегатов с повышенной надежностью, с пониженной вибрацией и увеличенным сроком службы.

Мы находимся внутри гидроагрегата , и это уникальный случай, потому что до сих пор журналистам такого не показывали. Доставка гидроагрегатов потребовала сложнейшей транспортной операции из Санкт-Петербурга по Севморпути и Енисею. Около 6 тысяч километров.

Через 5 лет Игорь Сечин доложит президенту о запуске последнего из 10 агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, обновленных после аварии.

"Конечно, главное – это не железки, а люди. Ведь это беда затронула почти каждую семью в Черемушках. И с первых дней на Саяно-Шушенской ГЭС реализуется комплексная программа помощи, реабилитации всех членов семей погибших и пострадавших в аварии, программа развития социальной инфраструктуры", – заявил Игорь Сечин, главный исполнительный директор "Роснефти".

Сегодня на самую мощную электростанцию страны водят туристов. Мощь – невероятная. И потрясающие виды. А еще самые новейшие технологии безопасной эксплуатации. Стационарная система виброконтроля подключена к автоматике.

Проверка оборудования и крепящих шпилек проводится ежегодно. За состоянием каждого агрегата следят более ста датчиков. Всего на ГЭС их около 10 тысяч. Система, способная в любой экстремальной ситуации закрыть затворы и не допустить затопления. Рабочие места персонала вынесены из потенциально опасных зон. И еще один интересный факт: о том, что все в норме, агрегаты сообщают сами – непроизвольным звуком, похожим на голоса речных дельфинов:

Не было бы экономического чуда восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, не было бы и нашего ключевого актива, который во многом сегодня определяет развитие российской гидроэнергетики. Большая часть сотрудников Саяно-Шушенской – молодые специалисты. В будущее смотрят уверенно.

О том, что Григорий Шевченко – "энергетик на высоте", в рабочем коллективе знает каждый. Инженер прокладывает еще и собственные авторские маршруты по скалам для чемпионата России по альпинизму. И, конечно, это помогает ему в работе.

"Когда лезешь по скале, ты всегда находишься в концентрации, думаешь, как выполнить следующее движение. На станции тоже приходиться обдумывать какие-то шаги, чтобы принять решение", – сказал Григорий Шевченко, руководитель группы сопровождения энергорынков СШГЭС.

В поселке гидроэнергетиков мечтают, чтобы в Черемушках жизнь стала еще активнее. Уже есть и набережная для пробежек, и спортивный центр с бассейном, и горнолыжный спуск. Очень важно, чтобы ребята, которые растут в поселке с видом на Саяно-Шушенскую ГЭС и хотят на ней работать, знали и понимали, что им предстоит стать не просто инженерами или механиками. Они – это будущие хранители энергии не только региона – огромной страны.