Тема:

Усиление НАТО у границ России 1 неделя назад

Сергей Михеев: Европа – заложник своей геополитической импотенции

Евросоюз – заложник своего безволия. Европа могла бы стать крупным игроком, но для этого ей пришлось бы отделить себя от США. А этого она не может и не хочет, считает российский политолог Сергей Михеев.

"В случае проявления политической воли картина мира меняется на глазах, – заявил в программе "Вечер с Владимиром Соловьевым" политический эксперт Сергей Михеев. – Еще недавно мы слышали истеричные крики из Киева: "Мы не дадим обсуждать судьбу Украины без Украины". Об этом уже речи не идет. Дискуссия поднята на другой уровень: не дадим обсуждать судьбу Европы без Европы. Чувствуете разницу? Она произошла в течение нескольких дней.

Вот что возможно, отметил он, когда у вас есть политическая воля, вы готовы жестко формулировать свои требования и чувствуете, что за этими требованиями есть достаточные ресурсы. А в противном случае с Россией никто бы не стал разговаривать.

"Реакция нашей либеральной общественности на эти предложения: да кто это будет читать, да плюнут они в лицо Путину, это все ерунда, – предположил эксперт. – Оказывается, не ерунда. Оказывается, будут читать. И читают. Почему? Потому что в отличие от нашей либеральной оппозиции, там люди понимают, что у России есть определенные ресурсы и она может заявлять эти вещи. Надо ее переиграть, надо обмануть, но просто отмахнуться уже нельзя".

По его словам, Америка уже обсуждает судьбу Европы без Европы.

"Поэтому Жозепу Боррелю (глава евродипломатии) приходится на эту тему выступать. Европа озабочена, она боится. Но она сама виновата, она сама себя поставила в эту ситуацию. Европа десятками лет делегировала вопросы собственной безопасности американцам. Убаюкивала себя тем, что евроатлантическая солидарность – это самое главное в жизни. Она источала радость, что наконец пришел Байден вместо Трампа. "А что скажет Америка, а мы вместе с Америкой, а Америка вместе с нами". Это стало смыслом их жизни, их политики", – сказал эксперт.

Он отметил: вот Россия взяла и перешагнула через этот вопрос. "Мы с американцами эти вещи обсуждаем. Да, американцы могут использовать НАТО и европейских союзников как фактор переговоров с нами. Но это не более чем технологическая уловка", – сказал он.

По его мнению, Европа стала заложником своего безволия, она лишилась субъектности и совершенно сознательно. "Ей было приятно жить в комфорте и не думать о безопасности, ей было приятно ощущать себя тоже победителем в противостоянии с СССР".

Он добавил: могли ли они наладить отдельный диалог с РФ? Да, могли! Но когда Россия пыталась это сделать, тут же из Европы прилетали истеричные вопли о том, что Россия пытается расколоть евроатлантическую солидарность. "А когда Россия пыталась налаживать двусторонние отношения с отдельными странами Европы, они говорили: РФ пытается расколоть Евросоюз".

А какая внешняя политика у Евросоюза? Ее нет! – подчеркнул Сергей Михеев.

"Евросоюз – заложник своей геополитической импотенции. Европа могла бы стать крупным игроком, но для этого ей пришлось бы отделить себя от США. А этого она не может и не хочет, она боится. А американцы ее в грош не ставят. Они ее вспомнят, когда это будет удобно", – отметил он.

"Насчет сфер влияния, – сказал политолог. – Если вам так неудобно, если вы привыкли к комфорту, уважаемый Боррель, мы придумаем что-нибудь другое. Например, "наступила эпох новых договоренностей", "нового качества внешней политики", "наступила эпоха нового взгляда на мировое развитие".

"Но в конечном итоге весь разговор идет о сферах влияния, а все остальное, честно говоря, нам вообще не надо", – подвел черту Сергей Михеев.

Все новости и видеосюжеты – на медиаплатформе "Смотрим".