Перед бомбежкой телецентра Белграда репортеры CNN собрались и ушли по-тихому

Сегодня мир вспоминает, как конгрессмен Байден призывал бомбить Югославию. 23 года назад Tomahawk уничтожили телецентр Белграда.

Сегодня – ровно 23 года со дня одного из самых громких и циничных военных преступлений НАТО – ракетного удара по белградскому телецентру. Там погибли полтора десятка сотрудников югославских СМИ, людей, просто делавших свою работу – выпуски новостей. Но НАТО посчитало телецентр законной целью якобы потому, что там занимались пропагандой. То есть распространяли информацию, которая противоречила точке зрения Вашингтона.

С Янко Алексичем, полковником зенитно-ракетных войск ПВО Югославии, руководителем операции по уничтожению самолета-невидимки F-117, мы встретились в Музее современной истории России. В Москву он привез самый ценный обломок в своей жизни. "Это кусок крыла самолета. Это сотовая структура. Почти не весит ничего", – рассказывает военный.

- В аэропорту не звенит? Вы через рамочку проходили.

– Нет. Это изоляционный материал.

Это он сбил неуязвимый, невидимый F-117 – гордость американской авиации. Сбил устаревшей (даже на то время) ракетой светского производства. Мощная оплеуха, хотя, конечно, югославам было нечего противопоставить американским бомбам и ракетам. Кроме самих себя. Люди выходили на мосты – в надежде, что их-то вместе с мостами бомбить не будут. В Пентагоне вполне официально заявляли, что не наблюдают никаких живых цепей на стратегических объектах. А белградское телевидение этих живых показывало в новостях.

"Это телевидение было частью диктаторского аппарата и власти Милошевича", – заявлял тогдашний премьер-министр Великобритании Тони Блэр.

Так телецентр получил статус "законная цель". И, как выяснилось, одна из первых.

"В это здание каждый день приходили иностранные репортеры, из этого здания они посылали свои репортажи. У репортеров CNN были офисы в этом здании, и мы думали, что не будут и не должны нас бомбить", – вспоминает режиссер монтажа Мирослав Медич.

Однажды профессионалы из CNN без лишнего шума просто собрали вещи. Но даже тогда никто не верил в худшее. И коллеги, наверное, могли бы предупредить.

Боян Миятович работал охранником. Ночь 23 марта была его сменой. "Я увидел ракету, она прошла где-то на высоте 4-5 метров. Очень близко, – рассказал Боян. – Сразу после этого удара у меня был провал, первое ощущение, будто на качелях, и сразу после этого в фильме обрыв пленки. Взрывом меня вынесло, мои коллеги говорили, что я мгновенно встал и снова упал.

16 человек погибли. Для них в словаре Пентагона тоже есть свое название – "сопутствующий ущерб". Разбросанные кассеты, куски аппаратуры и человеческих тел – так начался первый из 78 дней непрерывных бомбардировок. Зачем? Энергичный Байден объясняет, ударяя себя в грудь и обвиняя Милошевича в геноциде: "В Европе нет морального центра. Где Франция? Германия? Британия? Италия? И только США прекрасно понимают свою роль".

Это же просто. "Моральному центру" санкции от ООН не нужны. Все сами. Но была женщина, которая превосходила свирепостью всех свирепых. Мадлен Олбрайт. Та, которую еще девочкой во время Второй мировой сербы спасли от нацистов. Казалось, сама готова сесть за штурвал бомбардировщика. Она публично называла сербов "отвратительными". Посмотрите, что с ней происходит, когда ей показывают фотографии Белграда после бомбежек.

В американских политических кругах саму операцию называли "Война Мадлен". Хотя какая это война, когда тебе не могут ответить… Уничтожались военные цели? Да, конечно. А еще жилые кварталы, роддома, и это не постановочные кадры. Поезд с пассажирами. Причем пилот заходил для удара дважды. Добивал тех, кого не смог с первого раза. Ракетой снесли посольство Китая в Белграде. Тоже сопутствующий ущерб. Что ж, бывает, объясняют спикеры в бабочках.

Конечно, Соединенные Штаты решали много задач. Во-первых военно-тренировочные. Югославия стала полигоном для разных бомб и ракет. Кассетных, с обедненным ураном. Во-вторых, медийные. Конечно, новости с авианосца теснят другие пикантные новости с первых полос. В-третьих, тест для своих. Конечно, можно проверить на стойкость союзников по НАТО. Нет, не бросились помогать. И мешать не стали. В 1999-м этого было достаточно. Это сейчас Штаты требуют не просто одобрения – самопожертвования. Но главная цель тогда не провозглашалась во всеуслышание.

"Сразу после 10 июля 1999 года американцы построили в Косово базу Bondsteel, одну из крупнейших американских баз в мире. После той первой американской базы, которая была создана на территории Сербии без согласия Сербии, они быстро создали 3 базы в Болгарии, 4 в Румынии, в Польше и гораздо большее количество в Прибалтике и Венгрии. Сразу после этого начался стремительный рост членства в НАТО", – отметил Живадин Йованович, бывший глава МИД Югославии.

Албанцы поставили в Косово памятник Биллу Клинтону. В благодарность за независимость и кусок сербской земли. В руке памятника – дата начала бомбежек. А серб Эмир Кустурица в селе Дрвенграде, которое ни у кого не брал, а построил сам, организовал приют для американских политиков. Скромный.

Милошевич умер в тюрьме Гаагского трибунала, не дождавшись приговора. Его предшественник признан невиновным.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.