Ядерный чемоданчик: что внутри и как он работает

Ядерный чемоданчик разрабатывался в середине 70-х годов для Брежнева в ленинградском ОКБ "Импульс". США уже разместили в Европе новые ракеты средней дальности, и полетное время до стратегических объектов СССР сокращалось до 7 минут.

12 июня на телеканале "Россия 24" – долгожданный фильм Александра Рогаткина "Сармат: кочевник стратегического назначения". Ракетный комплекс "Сармат" – самое грозное оружие России. Гордость отечественного ракетостроения и надежная защита страны от любых внешних посягательств. Аналогов "Сармату" в мире нет и еще долго не будет.

В новом фильме Александра Рогаткина – уникальные кадры производства "Сармата", первый испытательный запуск ракеты с космодрома Плесецк и съемки прилета учебно-боевых блоков на Камчатский полигон Кура. А еще рассказ про историю ядерных чемоданчиков.

Это тот самый ядерный чемоданчик главы государства. Один из самых первых, можно сказать, что это дедушка отечественных ядерных чемоданов. Считается, что он принадлежал Леониду Ильичу Брежневу. Многие думают, что именно в этом чемоданчике и находится красная кнопка запуска баллистических ракет. Но это не совсем так, и сейчас мы посмотрим, что же внутри чемоданчика.

- Сергей Валерьевич, так где же все-таки в этом ядерном чемоданчике пресловутая красная кнопка?

- В указанном приборе, как в простонародье называют, в ядерном чемоданчике, красной кнопки нет. Наведение сигнала у нас белая кнопка. А красная кнопка — это отмена сигнала, – рассказывает Сергей Вилков, генеральный директор НПО "Импульс".

Чемоданчик разрабатывался в середине 70-х годов для Брежнева в ленинградском ОКБ "Импульс" по инициативе главного конструктора советской системы боевого управления РВСН Тараса Николаевича Соколова. США уже разместили в Европе новые ракеты средней дальности, и полетное время до стратегических объектов СССР сокращалось до 7 минут. Необходимо было быстро принимать решение об ответных мерах.

- Давайте представим, что вы генсек Коммунистической партии и вам надо произвести запуск баллистической ракеты. Какие манипуляции вы бы сейчас проделали?

- В данном приборе кодовые таблицы уже зашиты внутри. Простым перебором цифр набирается кодовая последовательность, где загорается "разрешено", "введено", "разрешено". И дальше идет белая кнопка на применение. И красная кнопка на отмену, – сказал Сергей Вилков.

Было сделано два чемоданчика. Один – яркого красного цвета, чтобы видно было издалека.

- Был чемоданчик красного цвета. Из красной кожи. Во-первых, для эстетики и для восприятия, – отметил Вилков.

- А какова его судьба? Куда он делся?

- Думаю, где-то находится в музее или хранится соответствующей службой.

Чемоданчики для Брежнева передали в Генеральный штаб, продемонстрировав работу лично маршалу Огаркову и генерал-полковнику Ахромееву. Но были сомнения, насколько тяжело больной генсек сможет разобраться со всеми этими ключами доступа и различными перфокартами.

- В опытных образцах использовались кодирующие карты. Но для удобства применения первым лицам государства было принято решение, чтобы все кодирующие чипы были переведены в блок. Для удобства пользования, для скорости принятия решения, – пояснил Сергей Вилков.

- Что касается разработки чемоданчика, то здесь конкурировали две фирмы. Победила московская, – сказал Виктор Баранец, военный обозреватель газеты "Комсомольская правда".

В московском Институте автоматической аппаратуры имени Семинихина разработали для Брежнева немного другую систему управления – "Казбек", с портативным абонентских терминалом "Чегет", но доподлинно неизвестно, видел ли его Леонид Ильич. Первое знакомство генсека с чемоданчиком сорвалось по техническим причинам.

- Я беседовал с одним из конструкторов, и он мне рассказал этот забавный случай, когда первый раз для Брежнева привезли этот чемоданчик в Кремль. А поскольку Леонид Ильич был занят, то в приемной сказали, вы подождите часик – государственный деятель, большие дела. Они, чтобы не тратить время, решили проверить, как работает из Кремля, где очень мощная защита. Ничего не получалось – сигнал-то глушится. Мы в панике. Ну, все приплыли. Но, слава Богу, что вышел помощник Брежнева и сказал: извините, сегодня Леонид Ильич Брежнев не может вас принять, – рассказал Баранец.

В систему внесли необходимые изменения, и на боевое дежурство был поставлен именно терминал "Чегет", который применяется и по сей день. Первым его пользователем был Черненко. От Горбачева "Чегет" достался Ельцину. Сейчас этот чемоданчик – в экспозиции екатеринбургского Музея первого президента России

- Мы видим кнопки с командами и кнопки с цифровыми кодами. Две кнопки, видимо, без цифр, они закрыты. Причем, он к нам так и поступил. И из каких элементов конкретно состоит код, который передается в воинские части для приведения в действие ядерного оружия, мы не знаем, – отметил Евгений Емельянов, руководитель научного отдела Музея Бориса Ельцина.

Одного нажатия кнопки недостаточно для запуска баллистических ракет. Даже руководитель страны не может принять единоличного решения о применении ядерного оружия.

- Комплекс "Чегет" – это аппарат связи. Задача – оперативно провести совещание между всеми лицами, у которых все эти комплексы находятся в состоянии боевого дежурства. И потом в случае необходимости – оперативно передать в войска кодовый приказ о применении ядерного оружия, – сказал Емельянов.

На боевом дежурстве постоянно находились три чемоданчика: у главы государства, министра обороны и начальника Генерального штаба. "Чегет" носил специальный офицер – обычно Военно-морского флота.

Известен, по крайней мере, один случай применения системы "Чегет". В 1995 году норвежцы запустили ракету с метеорологическим зондом, не поставив в известность Россию. Система предупреждения о ракетном нападении сработала безотказно, и Ельцин открыл свой чемоданчик.

Неоговоренный пуск ракеты из Арктики по траектории, совпадавшей с американскими баллистическими ракетами, летящими через Северный полюс в сторону России.

"Но очень быстро стало ясно, что ракета отклоняется от курса и не направлена в сторону России", – рассказал Евгений Емельянов.

"Да, я действительно первый раз воспользовался моими чемоданчиками, которые все время около меня носят. Мы отслеживали, что летело, откуда, место приземления, время и так далее. Все отслеживалось от начала и до конца", – вспоминал Ельцин.

На корпусе ельцинского чемоданчика виден логотип известной фирмы Samsonit. Представители американской компании уверяли, что никогда не работали с русскими над системами ответного ядерного удара по США. Впрочем, в те годы и не такое было.

По существовавшему Договору о стратегических наступательных вооружениях, американцы имели собственный офис на территории машиностроительного завода в Воткинске, который производил баллистические ракеты. Заокеанские инспекторы завезли почти 250 тонн специального оборудования, расставили везде камеры наблюдения и с рулетками проверяли каждую ракету.

"Случай в Воткинске. Мы "разделись" догола, когда разрешили американским офицерам жить на территории стратегического предприятия, где делались наши "Тополя". Об этом тоже надо говорить, – считает Виктор Баранец. – Они контролировали поштучно, сколько мы ракет вывозили, даже знали, куда. Вот так вот ядерный потенциал Америка держала. Они знали все и даже больше".

Новый Договор СНВ-3, подписанный в 2010 году, этот односторонний контроль отменил.

- Старый договор практически не накладывал специальных ограничений на компонент СНВ США. То есть они самостоятельно практически могли проводить ликвидацию, например, тех же ракет "Минитмен-3". Мы же это делали обязательно под контролем американцев, что касается нашей мобильной группировки. Также был целый ряд других ограничений. Сейчас этот договор построен таким образом, что нам нет никаких специальных ограничений, – сказал Сергей Рыжков, начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности.

- То есть мы на равных?

- Мы абсолютно на равных. Это абсолютно паритетный договор. Этот же договор разрешает проводить модернизацию средств СНВ. Поэтому то событие, которое мы наблюдали на прошлой неделе (а именно пуск "Сармата") – это плановая работа, которой занимается наше Министерство обороны в рамках повышения своего оборонного потенциала.

А процедура передачи ядерного чемоданчика стала традицией. Стратегический портфель превратился в атрибут и символ государственной власти, к которому президент за весь свой срок может даже ни разу ни прикоснуться, но он всегда рядом у дежурного офицера.

Со временем "Чегет" прошел серьезную модификацию, и как он сейчас выглядит внутри, является государственной тайной.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.