Разрыва с соседом никогда не будет, заявляли в 90-е украинские политики и вели в отношении России двойную игру. Вскоре от отдельных националистических выходок киевский режим перешел к откровенной неонацистской политике на уровне государства. А закончил – ядерным шантажом России, которая долгие годы поддерживала украинскую экономику.

Не слышать жестких заявлений Путина в последний год не мог только тот, кто ничего не хотел слышать. Еще в июне, перед встречей с Байденом, российский президент призывал, наконец, Запад одуматься.

Программа "Москва. Кремль. Путин" предлагает вспомнить историю вопроса (полные выпуски программы доступны на медиаплатформе "Смотрим").

Две волны расширения НАТО на востоке. Тогда, когда не было Крыма, не было никаких событий после госпереворота на Украине. Отношения между Россией и коллективным Западом были ровными, вполне приемлемыми, если не сказать партнерскими – в прямом, хорошем смысле этого слова.

В 90-е годы отношения с США были таковы, что президент России Ельцин публично говорил: "Боже, благослови Америку". Но и он вынужден начал резко отвечать на планы расширения НАТО.

Мы призываем все разумные силы, европейцев особенно, быть очень осторожными сейчас, – заявил Ельцин (1997 год).

А вот, что в 90-е заявлял президент Украины Леонид Кучма: "Принятие всех восточноевропейских государств, в том числе Прибалтики, в НАТО – безопасности в Европе не добавит".

Прошли даже не годы, месяцы – и на Украине тот же Кучма и его генералы приветствуют американцев.

Военные НАТО вместе с Украиной проводят в Крыму совместные учения, это 1997 год, и вот что в сценарии учений: "Сепаратисты, пользуясь возникшими беспорядками, они захватили власть в оранжевой республике".

Под республикой подразумевалось, что это Республика Крым. Наличие вооруженных сепаратистов и потребовало американской морской пехоты. Указано даже, откуда оружие – из соседнего государства, с явным намеком на Россию".

А в ответ на недовольство Ельцина сближением Украины и НАТО Кучма демонстративно ехидно замечает: "Такое заявление президент России сделать имеет право".

"Сегодняшняя игра Украина-НАТО – это во многом демонстративно шантажные действия", – из выступления депутата Верховной Рады Юрия Болдырева (1997 год).

В те годы и Россия, и Украина – после распада Союза – живут очень плохо. Но уже тогда власти в Киеве начали культивировать ревность по отношению к соседу.

Президент Украины Леонид Кучма, 1994 год. Вы хорошо знаете, что сегодня жизненный уровень в России в 10 раз выше, чем у нас. Тоже за счет того, что Россия имеет сегодня сказочные богатства – нефть, газ имеет, и торгует с нами, в том числе, по мировым ценам.

"Утром проснулся, стал думать: что ты сделал для Украины прежде всего?" – высказывание Ельцина, сделанное в 1997 году.

Россия, которой самой-то тяжело, помогает экономике Украины. Ну а власти Украины на западе страны закрывают глаза на митинги против "москалей", а на востоке и на юге уверяют в добрых намерениях.

"Разрыва с многовековым соседом, братом, партнером – Россией – нет и никогда не будет!", – из выступления Кучмы.

Один из первых визитов нового президента России Владимира Путина в 2000 году, конечно, на Украину. Узнав об этом, в Киев срочно мчится американский госсекретарь.

Фрагмент программы "Вести": "Резкое изменение сроков поездки слишком демонстративно пошло на опережение сроков визита Владимира Путина. Украинские власти не скрывают, что во внешней политике ориентируются на Запад, в стране действует государственная программа сотрудничества с НАТО на ближайшие 2 года".

Но Москва к тому моменту уже подписала основополагающий акт Россия-НАТО и надеялась, что блок будет его исполнять. Альянс обязался не размещать "существенные боевые силы" на восточных рубежах.

Отношения с Украиной Путин сразу назвал стратегическим приоритетом.

У нас общие исторические корни, у нас общая судьба, у нас общая культура и религия. Мы – единая семья!

Путин и Кучма вместе приезжают в Крым на военно-морской парад. И невозможно было не обратить внимания, как в присутствии президента Украины в Крыму встречали российского лидера. Москва относится к независимому государству максимально уважительно. И призывает лишь к одному.

Всегда помнить, что стратегический выбор Украины, соответствующий ее национальным интересам, это дружба с Россией.

Путин призывает укреплять экономические связи.

Даже при прямых потерях российского бюджета, при создании зоны свободной торговли, в конечном итоге, в стратегическом плане мы все выиграем.

Отношение к независимости Украины настолько деликатное, что Москва предпочитает пропустить мимо ушей даже хамское выступление Кучмы по поводу трагедии в Черном море. Украинские военные тогда во время учений случайно сбили российский самолет, погибли десятки людей. И вот что сказал президент Украины.

Не нужно из этого делать трагедию, раз уж случилась такая ошибка.

Трагедий в Киеве уже тогда не видели и в том, что в стране стали проходить откровенно националистические митинги.

Они боролись с москалями, с нечистью, которые хотели забрать у нас нашу европейскую державу! – звучит на митингах.

На государственном уровне такие выходки еще, конечно, не поддерживают, но при этом начинают первые атаки на русский язык на телевидении и радио.

Все потому, что к 2004 году Запад, хорошо изучивший все проблемы украинского государства, тоже решил играть на противоречиях страны.

"Одного кандидата красить в российские цвета, другого в – западные цвета. Это попытка перенести эти страшилки в современные международные отношения. Абсолютно контрпродуктивно и ошибочно с точки зрения современных отношений, нацеленных в будущее", – из выступления Путина в 2004 году.

Именно в 2004 году Украина переживает первый электоральный раскол ровно напополам, первые масштабные беспорядки на Майдане. И именно тогда Запад начинает первые уже неприкрытые атаки.

"Слышали заявления некоторых западных представителей наподобие того, что Украина должна быть с Западом. Вот это заявление оставляю на их совести, но я считаю, что оно провокационное и подстрекательское", – заявил тогда министр иностранных дел России Сергей Лавров.

"Мы не имеем никакого морального права толкать крупное европейское государство к каким-либо массовым беспорядкам, мы вообще не должны вносить в практику жизни способ решения вопросов такого рода через беспорядки на улицах, – считает Владимир Путин. – Мы готовы будем работать с любым президентом, которого выберет украинский народ. Мы не считаем себя вправе каким бы то ни было образом вмешиваться в избирательный процесс и навязывать свое мнение украинскому народу".

Запад решает навязывать и продавливает беспрецедентный третий тур президентских выборов.

И ради этих отношений Москва стала пытаться работать и с новой украинской властью, хоть и ставшей властью несколько сомнительно.

"Россия есть вечный стратегический партнер Украины. Здесь формируются стратегические интересы Украины и потому мой первый визит – это дань этим отношениям", – из заявления Виктора Ющенко 2005 года.

Россия подтверждает прежние договоренности с Киевом – о едином экономическом пространстве. Проходит меньше года, Ющенко с треском увольняет Тимошенко.

С теми же просьбами в Москву приезжает новый премьер – Янукович, которого тот же Ющенко еще год назад какими только словами не называл. Но нескончаемая чехарда во власти проецируется на всё общество.

Один из самых активных участников беспорядков – тот самый Турчинов, который спустя годы начнет просто убивать своих противников. А тогда он штурмовали суд, чтобы тот принял нужное решение.

Уже тогда, 15 лет назад, политические авторитеты предупреждали: страна катится в пропасть.

Доверия к власти у людей нет, ответственности нет, всё это сливается в одно целое, которое говорит: стихия, анархия, беспорядок, сетует экс-президент Леонид Кравчук.

А Запад лишь подливал масла в разгорающийся внутренний кризис. Когда Украина и Россия – как независимые государства – стали договариваться и договорились о рыночных ценах на газ, Европа тут же обвинила Москву в давлении.

Садиться за стол никто не хотел. Более того, ситуацию вокруг цен на газ довели до мощного международного скандала с остановкой транзита в Европу.

А политические кампании снова и снова строятся по принципу разделения страны на Запад и Восток. Политики ездят по регионам и в одном говорят, что они против русского языка, а в другом сразу переходят на русский.

Центральные улицы в Киеве начинают переименовывать. Более того, Ющенко подписывает указ о присвоении Бандере звания Героя Украины. И всё активнее начинает заявлять о желании вступить в НАТО.

Появление на наших границах мощного военного блока будет воспринято в России как прямая угроза безопасности нашей страны. И заявления о том, что этот процесс не направлен против России, удовлетворить нас не могут. Национальная безопасность не строится на обещаниях, тем более, что подобные заверения мы уже слышали накануне других волн расширения блока Давайте-ка ребята жить дружно и по-честному вести диалог. Как к нам будут относиться, так и мы будем вести диалог, предупреждает Путин.

Ющенко заверяет: это не против России. Проходит всего несколько месяцев и во время конфликта вокруг Южной Осетии Ющенко пытается указом запретить российскому Черноморскому флоту возвращаться в Севастополь и отправляет в зону конфликта вооружения.

- Не могло быть большего преступления против российского и украинского народов, чем поставки вооружений в зону конфликта.

Тимошенко тогда опять премьер-министр и дистанцируется от Ющенко.

Очень нужно, чтобы Украина и Россия искали точки соприкосновения, а не точки конфронтации. Я и мое правительство, которое я представляю, мы будем именно так строить наши отношения.

Но именно правительство Тимошенко совершает очередную атаку на русский язык. Дискуссии о разных языках, культуре, истории, героях теперь всё чаще приводят к стычкам.

Вот как поступили с кинопрокатчиками, забастовавшими из-за закона об обязательном дублировании всех фильмов на украинский.

- Переворачивают стол прямо в кинотеатре, где теперь запреты на фильмы на русском языке.

В Одессе дерутся из-за памятника Екатерине Второй. Дерутся и в Крыму. Там севастопольцев пытаются приучить петь свой гимн украинскими словами.

На обещаниях защитить русский язык и русскоязычных в 2010 году на президентских выборах побеждает Янукович. Но перевес – минимальный, страна опять расколота напополам.

Янукович с первых дней повторяет ошибки предшественников. Юлит, отвечая на вопрос, а почему он в Москву приехал во вторую очередь, а в первую – в Брюссель?

В Кремле в тот момент и Порошенко, ведь он работал у Януковича министром. И вот проходит всего 3 года, и Порошенко с трибуны Майдана призывает к свержению Януковича и говорит о поддержке европейских стран.

Во время Майдана 2014 года Евросоюз, шаг за шагом раскачивавший Украину, решил окончательно разорвать страну – сладкими речами о том, как хорошо жить в Европе.

Жестокие бои на Майдане, массовые убийства. Все ради обещанного – хотим жить, как в Париже или Берлине, потому поубиваем всех, кто против. Евросоюз и США по-прежнему требуют от Януковича убрать силы правопорядка.

"Могли и должны были бы вернуть эту ситуацию в политическое русло. Тем более, что накануне этого госпереворота приехали три министра иностранных дел в Киев, в 2014 году, и подписали с действующей властью тогда соглашение. И выступили в качестве гарантов этих договоренностей", – высказывает свое мнение Владимир Путин.

Более того, попросили и Москву обсудить с Януковичем, чтобы он не применял силу. А потом вмиг забыли обо всем.

"Эти вещи наши партнеры должны знать: таким хамским способом с Россией ни о чем договориться невозможно!" – предупредил президент РФ.

Первое, что делает новая киевская власть – уже по всей стране без исключений запрещает русский язык. Крым спасается от набирающей обороты вакханалии в России, а несогласных в Донбассе майданные чиновники начинают попросту бомбить.

Потом страшные события в Одессе. Людей сжигают, а у части общества – чуть ли не праздник.

Вдуматься только: новый министр внутренних дел публично, на телевидении – вот, о чем сожалеет.

Надо было тогда взорвать Донецкую администрацию на корню, пусть погибли бы 50 террористов, заявляет Арсен Аваков.

Террористами называют всех жителей Донбасса, Россию официально провозглашают врагом. Хоть какие-то тормоза в политической системе отказывают окончательно. Киевская власть официально начинает преследовать даже Русскую церковь.

Вернуть на Украину мир были призваны минские соглашения. Киев ведь сам их подписал. А потом 8 лет ничего не делал.

Новый президент Зеленский, обещавший народу остановить войну и потому победивший на выборах, тут же отказался от своих слов, хотя Путин явно протягивал ему руку для сотрудничества.

Очень быстро новый президент Зеленский переходит на воинственную риторику и не вспоминает об обещаниях сделать Украину мирной.

Более того, страну начали буквально накачивать зарубежными вооружениями: то украинские катера, то британские стали позволять себе вылазки против российских военных. Уже после того инцидента весь мир размышляет: не приведет ли все происходящее к большой войне?

"Это же не мы пришли к ним за тысячи километров, это они подошли к нашим границам", – напоминает Владимир Путин.

А в последние месяцы милитаристский угар Запада перешел уже все пределы.

К нам пришли и теперь еще говорят: нет, теперь и Украина будет в НАТО. Значит, и там будут системы.

Более того, Зеленский максимально прозрачно намекнул, что Киев может вернуть себе ядерное оружие.

Украина будет иметь полное право считать, что будапештские меморандумы не работают и все пакетные решения 1994г года будут поставлены под сомнение.

А ведь ядерные технологии на Украине были во времена Советского Союза.

Нарастят и сделают. А там из-за океана еще и помогут это сделать, а потом скажут, что мы ядерный статус не признаем, это сделали сами, поставят эти комплексы под контроль, и с этой секунды, вот с этой самой секунды судьба России будет совсем иной. Вот здесь прямо будут держать нас на мушке на ядерной, и все. Ну как же мы можем пройти всего этого. Это абсолютно реальные угрозы, это никакая-то ерунда надуманная, и ребята наши, который сейчас там сражаются, они кладут жизни, сражаются за наше будущее, за будущее наших детей, это совершенно очевидная вещь.

И другого выхода, по мнению Путина, у России просто не оставалось.