"Вести недели уже рассказывали о музыкантах, поэтах, которые поддерживают наших бойцов на фронтах спецоперации. Кто прямо на передовой, как Юлия Чичерина, кто откуда может. Такая помощь, ох, как нужна. И это – продолжение патриотических традиций, когда фронтовые агитбригады артистов выезжали к тем, кто, не жалея живота своего, бился с нацизмом. Тема нашла у наших зрителей отклик. Так что продолжаем.
Обратите внимание на парня, который с песней обращается к бойцам, стоя на танке у передовой. Его артистический псевдоним Джанго. В миру – Алексей Поддубный.
"Наша страна сейчас стоит на пороге таких великих свершений, и наши ребята-воины просто завоевывают, выгрызают это будущее. Страна наша обладает колоссальными традициями, и культурными, и духовно-нравственными, которые мы должны здесь культивировать максимально", – уверен Джанго.
Один из самых значительных русских поэтов современности – Юрий Кублановский. Вот как о нем говорит Захар Прилепин: "Советский эмигрант, вернувшийся в Россию в 90-е, поэт – редчайший случай – признанный Бродским как безусловная величина, – сегодня там, где единственно и возможно быть русскому поэту, со своим народом. Он прислал совсем новые стихи, и я попросил у него права на первую их публикацию".
Но прочел свое совсем свежее – июньское – стихотворение Юрий Михайлович Кублановский специально для зрителей "Вестей недели".
Вот уж не думал,
что на старости лет
буду начинать утро
со сводок с фронта
и похожих на верлибры реляций,
Мол, чего-чего, а мира
на остаток жизни
все-таки хватит.
Хватит, чтоб подремать над альбомом,
выпить в шалмане стопку,
окские видя плесы…
Но вот приходит догадка,
заставляющая сжиматься сердце,
взбивать кулаком подушку
в седой пелене рассвета,
что могу уже не дождаться,
Как отдымят кострища кварталов
заслезится на окнах копоть,
воспаленные ссадины
побледнеют на лицах пленных,
Как польется благовест над округой,
отпоют живые погибших,
прирастет своим же Отчизна.
Ну, а в прозе это так: "Объединяет тревога и надежда. Сейчас ведь происходят две войны. С одной стороны – война отечественная, война с коллективным Западом. А вторая – гражданская война брата с братом. Так я расцениваю войну русских с украинцами. И поэтому жгучая тревога, боль и за наших солдат, и за украинских. Как я подумаю, сколько молодых хлопцев каждый день украинская власть бросает в топку этой ненужной войны, совершенно бессмысленного, нужного разве что НАТО сопротивления, так мне становится горько за Украину тоже".
Скрипач Петр Лундстрем – наследник большой музыкальной семьи. Двоюродный дед – легендарный джазмен Олег Лундстрем. Дед – народный артист России Михаил Воскресенский – уроженец Бердянска. Там у Петра живут два дяди и троюродная сестра, у которой сейчас воюет муж. В свои 29 лет Петр Лундстрем остро чувствует масштаб времени, одним из первых выступал в освобожденном Мариуполе. Да и прямо сейчас он играет в ДНР.
"Я приехал, потому что мое сердце зовет меня сюда. А когда получается искусство сделать подлинным, то равнодушных людей нет, особенно среди солдат. Потому что солдатам важно понимать, что про них не забыли. Им вообще очень важно внимание. Когда они чувствуют, что ты к ним с открытым сердцем, они точно так же к тебе относятся", – говорит Олег.
А вот совсем новые, еще нигде не опубликованные стихи от писателя, публициста и поэта Александра Проханова. Премьера – в "Вестях недели":
Донбасс, Донбасс, неистовый звонарь, грохочущий на башне вечевой.
Донбасс, Донбасс., божественный фонарь, пылающий над бездной мировой.
Донбасс, Донбасс, ты – острие меча, пронзившее чешуйчатую грудь.
Донбасс, Донбасс, ты – русская свеча, которую вовеки не задуть.
Донбасс, Донбасс, ты – чудотворный дар, молитва у священных алтарей.
Донбасс, Донбасс, ты – танковый удар и залп из сотен тысяч батарей.
Донбасс, Донбасс, избавлен от оков, в разрывах мин и грохоте гранат.
Донбасс, Донбасс, пусти меня в окоп и в руки дай потертый автомат.
"Эта военная операция, на которой я так хотел оказаться, она оказалась мне не под силу. Я остался здесь, в тылах, но мысленно я мчался вслед за нашими танковыми колоннами, мне важно было оказаться там, среди моих солдат, среди моей армии, и я вместо себя посылал туда свои стихи. Я верю, что моя воля, моя страсть, моя поэзия поджигают танки противника и сбивают их беспилотники. Я верю, что мои стихи заслоняют от пуль наших десантников. Такова моя поэтическая вера. Я полагаю, что сегодня, когда происходит великая русская контратака, что в эту контратаку должны идти не только военные, не только летчики и танкисты, в эту контратаку должны идти художники, должны идти поэты, писатели, литераторы. А миссия и этика русских художников такова, чтобы всегда оставаться со своими войсками. Русский певец в стане русских воинов", – подчеркивает Проханов.
Валентина Лисица – пианист с мировым именем. Русско-украинско-польская кровь. Родилась в Киеве. Сделала самостоятельную карьеру, просто выкладывая свою игру в Интернете. Ошеломляющий успех. Сотни миллионов просмотров! Концерты в лучших залах и с лучшими оркестрами планеты. Дом в Америке с четырьмя концертными роялями. Казалось бы, чего больше?
"И вот я сейчас была в Мариуполе. Они нашли какую-то пианинку, поставили ее на улице, спросили разрешение, я начала играть. Это не был концерт объявленный, что приезжает Лисица и играет. Люди просто шли, они начали останавливаться, собираться. Бабушки, дети. Детей я никогда не забуду, они бледные, сидели в подвалах, на них цвета нету, и вот маленький там сидел детеныш, он получил как раз леденец. Представляете, после концерта он мне дал леденец. Я сыграла, и потом мы просто плакали с людьми незнакомыми и обнимались. Вот нам надо было буквально стоять, друг друга обнимать и рыдать. Ощущение? Ни в каком кино это невозможно передать и невозможно забыть. Сейчас за то, что я сыграла в Мариуполе, меня уволили с концертов", – рассказала Лисица.
Это про отмену гастролей в странах Запада. За позицию. Валентина Лисица взяла гражданство ДНР и живет теперь в Москве, регулярно поддерживая Донбасс.
Анна Долгарева – поэтесса, журналист и общественный деятель. Последние дни провела под капельницей в Москве. В какой-то момент плоть оказалась слабее духа. Сейчас – на поправку.
"Я не могу стоять в стороне. Даже сейчас, когда я нахожусь вот в Москве на лечении и мне бы по-хорошему продлить это лечение, но я все равно сбегу как можно раньше, потому что мне нужно туда, чтобы "быть с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был", – признается Анна.
А вот и пронзительные строки. Для вас.
На разгрузке лямки,
На портрете рамка.
Где ваши мамки?
Я ваша мамка.
Как они уходят за реку Смородину,
За реку Донец, за мертвую воду,
За мертвую мою советскую родину,
За нашу и вашу свободу.
По воде и облакам, как по суше,
На броне машут, несутся тряско.
А все же жизнь продолжается, правда, Ксюша?
И Ксюша катит коляску".
Понятно, что мы здесь называем сейчас не всех из нашей здоровой интеллигенции. Но мы обязательно продолжим. Ведь и героям нужна помощь. Любая.