Манипуляции или защита государственных интересов: политическая стратегия Эрдогана

Эрдоган не скрывает, что в случае невыполнения требований может отозвать согласие на членство Швеции и Финляндии в НАТО. Подписание меморандума турецкий президент называет "дипломатической победой" и напоминает, что в соответствии с договоренностями Хельсинки и Стокгольм обязаны "зачистить Рабочую партию Курдистана", "Силы народной самообороны", ФЕТО". Эти организации Анкара считает террористическими.

Турция не поддержит вступление Швеции и Финляндии в НАТО, если они не выполнят обещания. С таким предупреждением сегодня выступил Реджеп Тайип Эрдоган. По его словам, "приглашение" в НАТО еще ничего не гарантирует и может быть отозвано. Как эти заявления восприняли в Стокгольме и Хельсинки?

В ожидании 5 июля – дня подписания протокола о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО – жители этих стран испытывают смешанные чувства. Перспектива защищенности, которой страны завлекают в состав альянса, соблазнительна, но смущает вопрос: стоит ли оно того.

"Я думаю, что решение вступить в НАТО является, мягко сказать, трудным для Швеции, ведь мы сохраняли нейтралитет на протяжении стольких лет", – говорит житель Стокгольма Дэниел.

"У меня нет твердого мнения о НАТО. Но я нахожу довольно странным, что мы позволяем Турции иметь какое-либо влияние на важные решения. Лично меня это смущает. Мне не нравится идея быть в одном клубе со странами, которые ведут себя, как Турция", – считает шведка Лина.

Настроения в курдской диаспоре близки к паническим. Там уверены, что соглашение об экстрадиции, которое подписали в рамках меморандума о безопасности, антигуманно и противоречит принципам демократии.

"Швеции нужно договариваться с остальным миром, в том числе с Турцией. Но у курдов должны оставаться их права. В ходе переговоров о вступлении в НАТО просто наплевали на курдов, которые сражались против исламских террористов. Это очень тревожно, что мы до сих пор не понимаем механизм исполнения обещаний, данных Эрдогану", – говорит депутат риксдага Амине Какабаве.

Эрдоган между тем повышает ставки, намекая, что в случае невыполнения требований может отозвать согласие на членство Швеции и Финляндии в НАТО. Подписание меморандума турецкий президент называет "дипломатической победой" и напоминает, что в соответствии с договоренностями Хельсинки и Стокгольм обязаны "зачистить Рабочую партию Курдистана", "Силы народной самообороны", ФЕТО". Эти организации Анкара считает террористическими.

"Например, Швеция обязалась выдать нам 73 террориста. Сейчас выдали трех-четырех. Но этого недостаточно. Я думаю, что некоторые немного торопятся. Работа не закончена. Это еще только приглашение. Начинается долгий процесс. Неясно, сколько времени он займет", – заявил Эрдоган.

Процесс рискует затянуться, если вовсе не остановиться. МИД Финляндии заявляет, что не будет экстрадировать своих граждан в другие страны. По словам главы ведомства Пекки Хаависто, Анкара требует невозможного.

"Я понимаю, что курды в Финляндии и Швеции обеспокоены. Но когда речь заходит об экстрадиции, то причиной ее должно быть террористическое преступление, доказанное также в Финляндии. Кроме того, наша страна взяла на себя обязательство не выдавать людей, которых ждут пытки или смертная казнь. Для экстрадиции должны быть очень веские основания", – говорит глава МИД Финляндии.

Чтобы Финляндия и Швеция стали членами НАТО, это решение должны ратифицировать парламенты всех стран, входящих в альянс. До этого момента Реджеп Тайип Эрдоган может чувствовать себя хозяином положения и настаивать на своем.

"Турция далеко не все сможет получить из того, что ей обещано, если говорить по поводу уступок в отношении РПК и других организаций, которые считают радикальными. Но на самом деле для Эрдогана это не является главным. Для него самое важное – остаться президентом Турецкой республики. И это важнее, чем возвращение Турции в программу бомбардировщиков Ф-35 или даже поставки запчастей и новых модернизированных истребителей Ф-16. В отношении США здесь есть заинтересованность у Турции ввиду того, что ее социально-экономическое, а точнее финансовое положение достаточно тяжелое. А США очень хотят сохранить такого союзника как Турция", – объясняет заведующий отделом Евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.

Между тем, вопрос с поставками истребителей Ф-16 Анкаре, похоже, близок к решению: президент США лично пообещал получить одобрение Конгресса. А Турция уже собирает делегацию в Вашингтон. Президент Эрдоган выразил надежду, что результаты переговоров "станут иллюстрацией дружбы и солидарности Турции и США".

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.