Одинаковые комбинезоны, персональные каски с именами. Российская делегация по-хозяйски осматривает бескрайнюю долину мексиканского залива. С платформы, треть которой потенциально принадлежит теперь "Роснефти". Для безопасности - специальные карточки с фото и порядковым номером. Гостям его предлагают запомнить - на случай экстренной эвакуации. Хотя на этой платформе вот уже восемь лет ничего подобного не случалось. На российском шельфе - в Черном море и Арктике - будут расти похожие установки. Плюс - заводы по сжижению газа или переработке нефти. Как в Туапсе.
"Мы строим там новый завод - в зависимости от того, что мы там найдем", - говорит председатель правления ОАО "НК "Роснефть" Эдуард Худайнатов.
"Мы обязательно найдем", - говорит заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин.
"Роснефть" по условиям контракта получает доступ к уникальным технологиям "Exxon Mobil". Американцы - к богатым месторождениям России.
"Что сделало возможной нашу сделку? Две вещи: наши технологии, которые могут быть полезны в совместных проектах в Арктике и на Черном море. И специальный налоговый режим, который необходим для инвестиций в эти трудоемкие проекты", - объясняет председатель совета директоров "Exxon Mobil" Рекс Тиллерсон.
Беспрецедентные налоговые льготы для добычи на шельфе сняли последние сомнения даже у самых осторожных финансистов.
"Эти соглашения можно назвать очень значимыми, поскольку речь идет о развитии месторождений в периоде на 30-40 и более лет. Общий объем инвестиций предположительно оценивается от 200 до 300 миллиардов долларов. По карским месторождениям и по Черному морю √ еще около 50 миллиардов", - говорит Игорь Сечин.
Американские трейдеры - основной рыночный показатель - оценили сделку еще до ее официального объявления. Все эти дни с их легкой руки акции "Exxon" росли даже несмотря на общее снижение индексов. В результате только за пять дней совместная капитализация компаний-партнеров увеличилась на семь миллиардов долларов.
Рост дальше обеспечат уже запасы шельфа после разведки. И эти люди, которые работают в "яме" - так шутливо называют торговый зал крупнейшей в мире биржи NYSE. Игорю Сечину показали, как работает сердце Уолл Стрит.
По самым скромным подсчетам, богатый шельф может увеличить стоимость "Роснефти" и "Exxon Mobil" на 100 процентов. Экономический эффект от сделки - полтриллиона долларов. Россия получает дополнительные рабочие места, заказы в транспорте и строительстве.
"Речь идет о строительстве примерно 15 платформ, судах обеспечения, ледоколах, судов для сейсморазведки. Это огромный рынок. Сделка позволяет сформировать пакет заказов в гражданском секторе - это просто удвоение портфеля заказов", - объясняет президент государственной компании "Объединенная строительная корпорация" Роман Троценко.
По плану, к разработке шельфа Арктики подключатся и другие российские компании.
















































































