Иван Алексеевич Бунин стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе. Однако на Родине его произведения находились под полным запретом в течение нескольких десятилетий. С 1930 года Бунин был включён в список "классово чуждых пролетариату" писателей.
Именно поэтому его первая научная биография появилась в нашей стране только сейчас. Её автор и составитель Сергей Морозов работал в 17 российских и зарубежных архивах. По его словам, некоторые произведения Бунина не опубликованы в России до сих пор. В своё время советское руководство отказалось приобрести литературный архив писателя, поэтому он был передан на хранение в Лидский университет в Англии.
"Каждое слово Бунина, до сих пор целый ряд его произведений не опубликован, для нас это какое-то откровение. До нас известные произведения, которые изданы не по авторским рукописям, без его правки, когда мы смотрим эту правку, для нас это тоже откровение, и мы начинаем лучше понимать этого писателя", - говорит исследователь творчества И.А.Бунина Сергей Морозов.
Главной причиной запрета Бунина в Советском Союзе была его знаменитая книга "Окаянные дни". События русской революции показаны в ней с обжигающей, почти физической осязаемостью. Интересно, что среди яростных критиков "Окаянных дней" оказались не только большевики, но и некоторые либеральные демократы, которые обиделись на Бунина за его высказывания о дореволюционной русской интеллигенции.
"Страшно сказать, но, правда: не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди. Как же тогда заседать, протестовать, о чём кричать и писать? А без этого и жизнь не в жизнь была. Длительным будничным трудом мы брезговали, белоручки были страшные. А отсюда, между прочим, и идеализм наш, в сущности, очень барский, наша вечная оппозиционность, критика всего и всех. Критиковать-то ведь гораздо легче, чем работать", - писал И.А.Бунин.
"Одна из самых отличительных черт революций, - писал Бунин - бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна". Впрочем, Иван Алексеевич был лишь одним из сотен писателей, которые за подобные мысли попали в чёрные списки Главлита.
Первая инструкция об изъятии из библиотек и уничтожении опасных книг была подписана Крупской в 1923 году. Документ включал в себя 120 произведений художественной литературы и книги о религиозном воспитании. Через 30 лет список Главлита насчитывал уже 500 имён запрещённых авторов.
Одним из первых под запрет попал выдающийся русский писатель и публицист Михаил Катков - человек, опубликовавший "Войну и мир" Толстого и "Братьев Карамазовых" Достоевского. Одно название его статей приводило в бешенство революционных интеллектуалов. Например "Наше варварство - в нашей иностранной интеллигенции" и "Ложные понятия иностранцев о России почерпаются из нашей журналистики".
В 1935 году специальным постановлением было запрещено издание романа Достоевского "Бесы", а в 1938-м из библиотек изъяли всю его публицистику. В своем дневнике Фёдор Михайлович называл коммунизм "нелепостью" и "скотским учением", а об отечественных либералах говорил так: "и почему наш европейский либерал так часто враг народа русского? Почему в Европе называющие себя демократами всегда стоят за народ, по крайней мере, на него опираются, а наш демократ зачастую аристократ и, в конце концов, всегда почти служит в руку всему тому, что подавляет народную силу и кончает господчиной.
"Русские либералы, как правило, совершают одну, ну я бы сказал, историческую ошибку. Они пытаются механически перенести на русскую почву западноевропейские политические, социальные институты - механически перенести, не думая, о том, насколько эти институты вживутся в русскую ткань. И вот здесь происходит процесс, когда институты приносятся, но они не работают, они не работают или они превращаются в свою противоположность. Мне кажется, в этом слабость русского либерализма", - говорит доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Николай Борисов.
Коммунистические и либеральные издания часто демонстрировали удивительное единодушие в оценках публицистики классиков русской литературы. Например, в 1924 году парижская газета Милюкова "Последние новости" и московская "Правда" откликнулись почти одинаковыми критическими статьями на лекцию Бунина "Миссия русской эмиграции". В ней Иван Алексеевич говорил: "колеблются устои всего мира. И вот образовалось уже целое полчище провозвестников "новой" жизни, взявших мировую привилегию, концессию на предмет устроения человеческого блага, будто бы всеобщего и будто бы равного. Образовалась целая армия профессионалов по этому делу - тысячи членов всяких социальных партий, тысячи трибунов, из коих и выходят те, что, в конце концов, так или иначе прославляются и возвышаются. Но чтобы достигнуть всего этого надобно, повторяю, великая ложь, устройство волнений, революций, надо от времени до времени по колено ходить в крови".
В Большой советской энциклопедии Бунин был назван "эпигоном дворянской культуры, космополитом и изменником". Сегодня он - признанный классик русской литературы, но полного собрания сочинений писателя в России нет до сих пор.













































































