На этой неделе в центре всеобщего внимания оказалась судьба летчиков - Владимира Садовничьего и Алексея Руденко. Восьмого ноября суд в городе Курган-Тюбе (Таджикистан) приговорил пилотов к восьми с половиной годам колонии строгого режима, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Ни сами пилоты, ни защита своей вины не признают. Совершив вынужденную посадку, гражданин России, в прошлом военный летчик, и его коллега из Эстонии оказались, по сути, в заложниках. Обоснованность решения суда, а также невероятно суровый приговор вызвали серьезный общественный резонанс.

"Я дал поручение еще вчера поручение всем государственным структурам заниматься этим предельно тщательно: и МИДУ, и правоохранительным органам, министерству юстиции. Решение по этому делу вызывает большое количество вопросов как с точки зрения самого состава преступления, так и с точки зрения того, как этот процесс проходил, поэтому мы дождемся официального ответа от властей страны, с которой у нас союзнические отношения, а после этого будем уже принимать решения. Они в зависимости от ответа могут быть разными, могут быть симметричными, могут быть ассиметричными, посмотрим, как пойдет дело", - заявил президент России Дмитрий Медведев.

В этот же день глава российского МИДа Сергей Лавров связался с своим таджикским коллегой и указал на то, что Таджикистан в деле пилотов нарушил нормы международного права, не уведомив посольство России о предъявленных обвинениях в установленные сроки.

На следующий день спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Борис Грызлов на заседании Межпарламентской ассамблеи стран СНГ обсуждали судьбу летчиков с лидерами парламента Таджикистана.

Тогда же, в четверг, в Москву для кратких консультаций был отозван посол России в Таджикистане Юрий Попов. И, вот, 12 ноября от источников в окружении президента Таджикистана Эмомали Рахмона появились сообщения, что президент взял дело пилотов под личный контроль. И далее (цитата по агентству ИТАР-ТАСС) - "Сейчас Душанбе ищет дипломатические пути для выхода из этой деликатной ситуации". Кроме того, говорит источник, "таджикские власти не ожидали столь бурной и однозначно негативной реакции на обвинительный приговор, а также решительного и быстрого демарша со стороны Москвы". На следующей неделе будет рассмотрена кассационная жалоба.