14 ноября в МИД вызван посол Таджикистана в России, которому было высказано "серьезное беспокойство" по поводу судьбы российского гражданина Владимира Садовничьего. 17 ноября Государственная дума, причем, единогласно, приняла заявление, в котором все фракции назвали приговор в отношении пилотов "необоснованным и политизированным". Депутаты настаивают на пересмотре приговора.
В тот же день министр обороны России Анатолий Сердюков на встрече с таджикским коллегой также поднимал вопрос о судьбе летчиков. В ответ генерал-полковник Шерали Хайруллоев сообщил, что "президент Таджикистана поручил положительно решить вопрос с освобождением летчиков" (цитата по РИА-Новости). Дело пилотов постоянно в поле зрения Общественной палаты.
"Я абсолютно убежден, что приговор незаконный, необоснованный и несправедливый. И сегодня этот вопрос, безусловно, решается на уровне президентов двух государств, и я, конечно, знаю позицию нашего президента: безусловно, он не даст в обиду нашего гражданина. Я убежден в том, что наш гражданин должен быть освобожден из-под стражи, приговор должен быть отменен, а Владимир Садовничий должен быть возвращен на Родину", - заявил председатель комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена.
Далекий Курган-Тюбе. Кассационная жалоба будет рассмотрена на следующей неделе. Тогда же, как ожидается, уже областной суд может изменить приговор Владимиру Садовничьему и Алексею Руденко. Здесь это главная тема для разговоров.
Восточный базар живет новостями из того самого СИЗО, где уже полгода томятся пилоты. А до этого летчиков еще два месяца держали в местной гостинице под домашним арестом - в нарушение всех международных норм. Сейчас наши дипломаты едва ли не каждый день в Курган-Тюбе и добиваются их освобождения.
"Перспективы, как представляется, хорошие для этого, но опять же сейчас все будет зависеть от областной судебной инстанции. Работаем вместе с адвокатом. Эстонский дипломат тоже здесь находится. Мы с ним работаем вместе", - говорит советник посольства России в Таджикистане Дмитрий Кабаев.
Через нашего дипломата Владимир Садовничий поблагодарил президента за участие в его судьбе и моральную поддержку. Адвокат пилотов, который долгое время бился в одиночестве, теперь говорит, что предложения о помощи поступают со всех сторон.
"201-я дивизия начала интересоваться: какие одежды у них, теплые или чего. В случае чего, если судебный процесс - им привезти", - рассказывает адвокат Владимира Садовничего Гулям Бабаев.
Поразительно, но даже общественное мнение Таджикистана сегодня на стороне наших летчиков.
"Весь таджикский народ за них. Я тоже за них, потому что доказательства суда нет у них", - говорит Файзали Мирзоев.
Ссориться с Россией никто не хочет. Тем более, что на севере - главный рынок: куда еще на заработки податься простому таджику?
В Душанбе собрался общественный совет. В зале - местная интеллигенция и авторитетные деятели. Призывают свое руководство не испытывать российско-таджикскую дружбу.
Точка в этой истории будет скоро поставлена. Судя по всему, в Душанбе больше нет желания затягивать этот процесс.
Делать выводы из этой истории еще рано. Но от того, как мы защищаем своих сограждан за рубежом, во многом и складывается чувство страны. 15 ноября министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт на сайте газеты "Постимеэс", размышляя о действиях российских властей в деле пилотов, не без ревности написал, что часть эстонского общества стала возлагать надежды на Россию.





















































































