Как оформить самозанятость в 2025 году: что нужно знать каждому

Источник: unsplash.com
Читать Вести в MAX
С 2019 года в России действует налог на профессиональный доход — режим, созданный специально для тех, кто работает сам на себя. И сегодня он продолжает набирать популярность — число самозанятых в России составляет уже более 12,5 млн человек. “Вести.ру” объясняет, кому подходит этот формат, в чем его преимущества, как оформить статус и стать самозанятым.
Автор:
Полина Григорьева
редактор "Вести.ru"

Кто такой самозанятый и зачем им становиться

В России самозанятыми называют людей, которые работают на себя и платят специальный налог на профессиональный доход (НПД). Они могут сами определять график работы и стоимость своих товаров или услуг, платят НПД 4–6%, не сдают отчеты и могут не уплачивать страховые взносы.

НПД относится к специальным налоговым режимам, введенным в 2019 году, и регулируется Федеральным законом №422-ФЗ. Самозанятость нужна для легализации доходов фрилансеров, репетиторов, таксистов и представителей других профессий, которые оказывают услуги или продают товары без привлечения наемных сотрудников.

Самозанятость позволяет работать легально и не связываться с бюрократией: не нужно открывать ИП, сдавать отчеты и вести сложный учет. В отличие от ИП, лица с этим статусом не платят взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) автоматически, но могут делать это добровольно. Также для самозанятых предусмотрен низкий налог, причем всего один: вместо НДФЛ в размере 13% ставка составляет всего 4–6%.

Государство тоже получает свою выгоду от введения самозанятости. Во-первых, снижается теневая экономика: люди добровольно легализуют доходы и платят налоги. Во-вторых, отпадает необходимость в проверке каждого фрилансера, так как налоговая видит все платежи через приложение для самозанятых “Мой налог”. И, наконец, люди охотнее начинают работать официально, зная, что им не придется платить большие налоги.

Кто может стать самозанятым

Сегодня стать самозанятыми могут:

  • граждане России, стран ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения), а также Украины, если они имеют право на временное пребывание или вид на жительство в РФ;
  • люди, которые находятся в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком;
  • пенсионеры;
  • индивидуальные предприниматели, закрывшие ИП;
  • россияне, которые живут за границей, но получают доход в РФ;
  • лица, прошедшие процедуру банкротства, если они не ограничены судом в предпринимательской деятельности.

Зарегистрироваться как плательщик НПД может человек, достигший возраста 18 лет. Также это возможно с 16 лет при наличии свидетельства о браке или эмансипации, а с 14 лет — при согласии родителей и в ряде случаев с разрешения органов опеки.

Согласно статье 4 №422-ФЗ, применять НПД имеют право не все. Налогоплательщик не может:

  • получать в год более 2,4 млн руб.;
  • иметь работодателя или наемных сотрудников;
  • реализовать подакцизные товары (например, алкоголь или табак) за исключением сахаросодержащих напитков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 НК РФ, а также продукцию, которая подлежит обязательной маркировке;
  • совмещать НПД с другими специальными налоговыми режимами;
  • заниматься добычей и реализацией полезных ископаемых;
  • перепродавать товары;
  • проводить операции с цифровой валютой, включая майнинг криптовалют.
Источник: unsplash.com

Плюсы и минусы самозанятости

Плюсы Минусы
Низкие налоговые ставки: 4% при работе с физлицами, 6% — с юрлицами и ИП Лимит доходов — 2,4 млн руб. в год, то есть не более 200 тыс. руб. в месяц
Нет обязательных страховых взносов в ПФР Запрещено нанимать сотрудников
Простое оформление через приложение “Мой налог”, не нужно сдавать декларации Нет социальных гарантий. Больничные, отпускные и декрет либо отсутствуют, либо минимальны. Пенсии может формироваться только при добровольных отчислениях
Гибкость в работе: можно самостоятельно устанавливать график и цены на услуги Есть ограничения по видам деятельности: нельзя продавать чужие товары, алкоголь, сигареты, заниматься добычей полезных ископаемых
Можно быть самозанятым и одновременно работать по трудовому договору Не подходит для крупного бизнеса, так как не имеет юридической защиты, как у ИП или ООО, а также препятствует работе с госзакупками и крупными компаниями
Легальная работа и защита доходов Есть риск блокировки счета, если налоговая заподозрит обход лимитов, например дробление доходов

Разрешенные виды деятельности для самозанятых в 2025 году

Спецрежим самозанятости подходит для представителей многих профессий из разных областей:

  • творчество и развлечения: фотограф, художник, музыкант, ведущий, аниматор, экскурсовод;
  • ИТ: аналитик данных, веб-разработчик, системный администратор;
  • строительство и ремонт: строитель, электрик, сантехник, дизайнер интерьера;
  • сфера красоты и моды: парикмахер, тату-мастер, модель, мастер маникюра, дизайнер;
  • информационные услуги: переводчик, блогер, маркетолог, SMM-менеджер;
  • работа с животными: грумер, кинолог, дрессировщик;
  • образование: репетитор, тренер, автор курсов;
  • питание: повар, кондитер;
  • авто: водитель, перевозчик грузов, автомойщик и другие.
Источник: unsplash.com

Лимиты дохода самозанятых

Сегодня лимит дохода самозанятых составляет 2,4 млн руб. В ноябре прошлого года предлагалось постепенно его увеличивать — до 4,2 млн руб. к 2028 году. Однако Госдума отклонила законопроект о повышении лимита, поэтому он остался прежним.

Совмещение с другими режимами

Совмещать налог на профессиональный доход с другими специальными налоговыми режимами в России запрещено, согласно №422-ФЗ. Если гражданин выбирает самозанятость, он должен сняться с учета по другими режимам. Индивидуальные предприниматели могут уплачивать налог как самозанятые, соблюдая все соответствующие ограничения, только если прекратят деятельность ИП или перейдут на НПД, отказавшись от других режимов.

Что выбрать: самозанятость или ИП

Сравнительная таблица самозанятости и ИП:

Критерий Самозанятый ИП
Регистрация Бесплатно за пять минут через приложение “Мой налог” Заявление в ФНС и госпошлина в размере 800 руб.
Максимальный доход До 2,4 млн руб. в год Не ограничен
Налоговая ставка 4% — доходы от физлиц, 6% — от юрлиц и ИП

6%, 15% или пониженная ставка региона для суммы доходов до 199,35 млн руб.

8% или 20% — для дохода от 199,35 до 265,8 млн руб.

Пенсионные взносы Не платятся (добровольно) Обязательный взносы в ПФР и ФОМС
Отчетность Не требуется Ежеквартальная/годовая
Наем сотрудников Запрещен Разрешен
Разрешенные виды деятельности Ограничены Почти все виды
Совмещение с работой по найму Разрешено Разрешено
Социальные гарантии Минимальные, при добровольных взносах По взносам
Налоговый учет Нет Нужно заполнять книгу учета доходов и расходов, ежегодно сдавать декларацию
Онлайн-касса Не требуется Обязательна, если деятельность не позволяет работать без кассы или покупателями выступают физлица

Кроме того, ИП могут самостоятельно выбрать систему налогообложения, в отличие от физлица: патент, УСН, АУСН, НПД, ОСНО. Они имеют более серьезный правовой статус, что позволяет работать с крупными заказчиками по безналичному расчету, а также право получить лицензию, которая нужна для некоторых видов деятельности, недоступную самозанятому без статуса ИП.

Так что выбрать: ИП или самозанятость? Ответ будет зависеть только от целей конкретного человека. Вкратце: если гражданин хочет быть фрилансером, работать без сотрудников, в свободном режиме и не возиться с отчетностью, то стоит обратить внимание на режим НПД. Если стоит задача построить бизнес, расти и нанимать работников, то можно рассмотреть ИП.

Источник: unsplash.com

Как оформить самозанятость в 2025 году

Через “Госуслуги”

Для регистрации через портал “Госуслуги” необходимо:

  1. Иметь подтвержденную учетную запись и войти в свой аккаунт на портале.
  2. Перейти в раздел “Услуги”, затем “Штрафы Налоги”, выбрать “Регистрация в качестве самозанятого”.
  3. Проверить и подтвердить автоматически подставленные личные данные: паспорт, ИНН, номер телефона.
  4. Указать регион, в котором планируется осуществлять деятельность.
  5. Отправить заявление и дождаться уведомления о постановке на учет.

Через мобильное приложение “Мой налог”

  1. Скачать приложение “Мой налог” для iOS или Android.
  2. Указать номер телефона и ввести код для подтверждения, который придет по смс.
  3. Выбрать регион, в котором ведется деятельность.
  4. Зарегистрироваться по паспорту: отсканировать его первую страницу и сделать фотографию лица. Также можно войти в приложение с использованием учетной записи “Госуслуг” или использовать логин и пароль от кабинета на сайте ФНС.
  5. После регистрации можно отслеживать доходы, формировать чеки и оплачивать налоги.

В личном кабинете плательщика НПД на сайте ФНС

  1. Зайти в личный кабинет плательщика НПД “Мой налог”, размещенный на сайте Федеральной налоговой службы России.
  2. Для регистрации ввести ИНН и пароль, который используется для личного кабинета плательщика. Также можно зайти с помощью учетной записи на “Госуслугах”.
Источник: ФНС / npd.nalog.ru

В банке

Некоторые банки предлагают регистрацию самозанятости через свои мобильные приложения. На сайте ФНС содержится перечень всех организаций, представляющих услуги по регистрации. Расскажем о том, как оформить самозанятость в нескольких из них.

ВТБ. В мобильном приложении банка нужно зайти в раздел “Сервисы” и выбрать “Самозанятость”. Далее необходимо указать регион и вид деятельности. После подтверждения своего согласия можно отправить заявку. Пользоваться сервисом станет возможно после того, как налоговая подтвердит заявление.

Сбер. Нужно зайти в мобильное приложение “Онлайн” и в поле поиска ввести слово “Самозанятый” или “Свое дело”. Затем следует выбрать сервис для плательщиков НПД “Свое дело” и нажать “Подключить сервис”. После этого понадобится ввести номер телефона, регион, где планируется работать, и вид деятельности — можно выбрать от одного до пяти направлений. В течение нескольких минут банк отправит уведомление о регистрации самозанятого.

“Т-Банк”. В приложении нужно перейти на страницу “Главная”, затем “Открыть новый продукт”, выбрать “Самозанятость” и нажать кнопку “Оформить самозанятость”.

Для регистрации через сайт “Т-банка” необходимо перейти в настройки профиля, выбрать “Самозанятость”, указать регион и вид деятельности. Потом потребуется ввести ИНН, если нет паспорта, и нажать “Зарегистрироваться”. После это банк самостоятельно отправит заявку в налоговую, которая, как правило, рассматривается в течение 5–10 минут. Через несколько часов после того, как налоговая подтвердит заявку, в списке счетов появится “Самозанятость”, управлять которой можно будет в личном кабинете.

Сколько стоит оформление самозанятости

Оформление самозанятости в России бесплатно. При регистрации нет необходимости оплачивать госпошлину или другие сборы. Основные расходы, связанные с самозанятостью, включают налог, если доход поступает через клиентов: 4% — с физических лиц, 6% — с юридических лиц и ИП.

Источник: unsplash.com

Когда может быть отказано в регистрации статуса

Причины

Проблемы с данными. Человеку может быть отказано в оформлении самозанятости, если он допустил ошибки, указывая паспортные данные или ИНН.

Несоответствие требованиям. Получить отказ можно, если гражданин:

  • находится на госслужбе будучи чиновником, военным, сотрудником МВД или другим лицом, которому запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, согласно статье 17 №79-ФЗ “О государственной гражданской службе”;
  • занимается запрещенными для НПД видами деятельности: добычей полезных ископаемых, торговлей табаком или алкоголем, страхованием и так далее.

Ошибки в применении налогового режима. Индивидуальные предприниматели могут применять НПД только в случае, если не действует другой налоговый режим — совмещать их нельзя.

Ограничения по доходу и наем работников. Лимит для налогоплательщиков — 2,4 млн руб. в год. Если россиянин получает больше, то стать самозанятым он не сможет. То же самое касается и сотрудников — нельзя оформить статус тем, кто нанимает себе работников.

Уже зарегистрирован как самозанятый. Оформить статус дважды нельзя.

Другие причины. Например, это может быть технический сбой в работе “Моего налога” или “Госуслуг”.

Что важно знать о долгах

Наличие долгов — по налогам, штрафам, алиментам и так далее — не мешает зарегистрироваться как самозанятый. Однако после оформления судебные приставы могут взыскивать средства с дохода:

  • до 70% дохода в случае задолженности по алиментам, согласно статье 99 №229-ФЗ;
  • до 50% по другим долгам, при сохранении прожиточного минимума.

При этом налог на профессиональный доход, 4% или 6%, нужно уплачивать в полном объеме независимо от наличия долгов.

Как самозанятому работать с личным кабинетом налогоплательщика

Как принимать платежи

Есть несколько способов, как можно принимать платежи от физических лиц:

  • наличными;
  • переводом на карту;
  • через онлайн-кошельки;
  • через банковские счета.

Налоговая служба не требует отдельного расчетного счета, платежи можно принимать и на личную карту. После получения оплаты обязательно сформировать чек через приложение “Мой налог” в день получения денег.

Принимать безналичные платежи также можно при помощи “Моего налога” от Федеральной налоговой службы. Но важно учесть, что лимит по переводу составляет 200 тыс. руб. за один платеж. Для этого нужно открыть его и выбрать способ безналичной оплаты. Затем необходимо подать заявку на подключение к платежному агенту, указав способ получения оплаты. Она обрабатывается около 30 минут.

Как настроить безналичную оплату:

  1. Открыть раздел “Платежи”, выбрать способ получения средств по номеру телефона и ввести его.
  2. Выбрать банк, к которому привязан номер.
  3. Сохранить настройки.

Чтобы подключиться к платежному сервису, нужно:

  1. Открыть раздел “Платежи”, а затем “Платежные агенты”.
  2. Ознакомиться с условиями и подключиться.
  3. Подтвердить право на передачу и обработку данных.
  4. Получить от платежного агента подтверждение о подключении.

Покупатель открывает страницу счета по QR-коду или отправленной ссылке и выбирает “Перейти к оплате”. Он должен выбрать инструмент оплаты — банковскую карту или СБП — и указать адрес электронной почты для получения чека НПД. После совершения оплаты клиент получит письмо со ссылкой на чек.

В личном кабинете самозанятого плательщик НПД получит уведомление об оплате счета покупателем. Доход автоматически регистрирует платформа, а затем отправляет чек на электронную почту клиента. Далее она связывает чек со счетом и меняет статус счета на “Оплачен”.

Источник: unsplash.com

Как отправлять чеки

Сформировать и выдать чек можно при помощи приложения “Мой налог” через добавление новой продажи. Понадобится указать наименование товара или услуги и ввести его стоимость. Чек можно отправить клиенту на мобильный или почту, распечатать и передать лично или предоставить для считывания по QR-коду. Все сохраняется в “Моем налоге” и остается доступно для просмотра в разделе “Чеки”.

Чек нужно сформировать в тот же день, когда были получены денежные средства, если клиент оплатил товар или услуги наличными, переводом с электронного кошелька или на личную карту. Если оплата была произведена на банковский счет, то чек необходимо сформировать до девятого числа следующего месяца.

За нарушение сроков и порядка передачи сведений о чеке самозанятому может грозить штраф: 20% от суммы дохода за первое нарушение, 100% — за повторное в течение шести месяцев, согласно статье 129.13 НК РФ. Из-за просроченной уплаты налога могут начисляться пени — 1/300 ставки ЦБ каждый день.

Как получить справку

В личном кабинете на сайте ФНС или в “Моем налоге” можно сформировать справки о постановке на учет и о доходах в электронном виде. Они считаются официальными документами, которые в дальнейшем, например, можно использовать для получения пособий или кредита в банке.

Что нужно сделать для получения справки:

  1. Войти в приложение “Мой налог”, нажать “Прочее” в правом нижнем углу, а затем “Справки”.
  2. Выбрать нужную справку.
  3. Скачать ее в формате PDF или отправить по почте.

В документе указываются ФИО, идентификационный номер самозанятого, паспортные данные, адрес регистрации, дата постановки или снятия на учет в качестве плательщика НПД и название налогового органа, в котором гражданин состоит на учете.

Где смотреть статистику

Статистику можно отслеживать прямо в приложении “Мой налог”. Она видна сразу на главной странице. Также можно перейти в раздел “Прочее” внизу главной страницы и нажать на “Статистика”. Еще один способ посмотреть статистику — на сайте налоговой службы. После авторизации через “Госуслуги” понадобится перейти в раздел “Налог на профессиональный доход”, где будут указаны доходы по месяцам, начисленные и уплаченные налоги, все чеки и возможность скачать справки.

Источник: unsplash.com

Когда и как нужно составлять договор оказания услуг самозанятым

С физлицами

По закону плательщики НПД не обязаны заключать договор, но все же это рекомендуется делать. В случае с физлицами — при крупных заказах, регулярных работах или когда нужна официальная защита интересов, например в случае спора. Договор для работы с физическими лицами можно заключить в простой письменной форме, а иногда достаточно выдачи чека через личный кабинет самозанятого, чтобы подтвердить сделку.

С ИП

Индивидуальные предприниматели, как и юридические лица, обязаны документально подтверждать свои расходы. Поэтому заключать договор с ними самозанятому приходится практически всегда, иначе ИП не сможет подтвердить расходы перед налоговой.

Что нужно указать в договоре Комментарий
ФИО, ИНН и паспортные данные самозанятого Это обязательные реквизиты для идентификации
Данные ИП: ФИО, ИНН, ОГРНИП и адрес Все берется из свидетельства о регистрации ИП
Описание услуги Рассказать подробно, что именно выполняется
Срок выполнения работ Дата или период
Стоимость услуги и порядок оплаты Например, ”50 тыс. руб., оплата наличными после выполнения работ”
Порядок сдачи работ Через акт выполненных работ или фактом оплаты
Указание на режим НПД Добавить примечание: “Исполнитель применяет НПД и не является плательщиком НДС в соответствии со статьей 346.71 НК РФ”
Ответственность сторон Например, расторжение договора или штраф за просрочку
Реквизиты и подписи ФИО, ИНН, банковские реквизиты, подписи обеих сторон

С юрлицами

Для юридических лиц договор с самозанятыми обязателен — они не могут учитывать расходы без оформления документов. Обычно организация требует следующий пакет документов: договор оказания услуг, приложения к нему, справка о постановке на учет в качестве самозанятого (чтобы подтвердить применение НПД), чеки, акт оказания услуг.

Что нужно указать в договоре Комментарий
ФИО, ИНН и паспортные данные самозанятого Это обязательные реквизиты для идентификации
Реквизиты юрлица: наименование, ОГРН, ИНН, КПП и юридический адрес Берется из свидетельства о регистрации ИП
Предмет договора Описать подробно, какая именно выполняется услуга
Срок выполнения работ Дата или период
Стоимость услуги и порядок оплаты Например, ”50 тыс. руб., оплата наличными после выполнения работ”
Порядок сдачи работ Акт приема-передачи работ или факт формирования чека через “Мой налог”
Указание на спецрежим Добавить примечание: “Исполнитель применяет НПД и не является плательщиком НДС в соответствии со статьей 346.71 НК РФ”
Ответственность сторон Например, расторжение договора или штраф за просрочку
Реквизиты и подписи ФИО, ИНН, банковские реквизиты, подписи обеих сторон

Для долгосрочного сотрудничества с большим объемом задач может понадобиться приложение к договору, в котором будут перечислены конкретные работы, технические требования, вознаграждения за конкретные услуги и так далее. Приложения рекомендуется составлять к тем работам, за которые юридическое лицо заплатит самозанятому одним или двумя счетами: предоплатой и постоплатой.

Источник: unsplash.com

Налоговый режим для самозанятых

Какие налоги платят самозанятые

В России самозанятые обязаны уплачивать единственный налог — на профессиональный доход. Перейти на данный специальный режим гражданин может добровольно, а те, кто этого не сделает, останутся обязаны платить налоги с учетом других систем налогообложения.

Самозанятые платят налог по льготной ставке: 4% — если доход получен от физических лиц, 6% — от ИП или юридических лиц. Например, если человек занимается репетиторством и получает деньги напрямую, то он уплачивает 4%, а если работает по договору с учебным центром — 6%. Он рассчитывается автоматически в “Моем налоге” и уплачивается ежемесячно.

Граждане, работающие как самозанятые, могут не платить налоги:

  • НДФЛ (13%), так как он заменяется НПД;
  • НДС (20%);
  • обязательные страховые взносы — по желанию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона №422-ФЗ, НПД не облагаются денежные поступления от сдачи жилья и транспортных средств, если это не основная деятельность лица, продажа имущества, которое было в собственности человека более трех лет, и так далее.

Налоговые вычеты

Каждому самозанятому предоставляется налоговый вычет в размере 10 тыс. руб. Это не возвращаемые деньги, а снижение суммы налога к уплате. Ставка 4% уменьшается до 3%, а 6% — до 4%.

Выплаты в фонды ОПС и ОМС

Сокращение Расшифровка Куда идут деньги Для чего нужны
ОПС Обязательное пенсионное страхование Социальный фонд России (СФР) Будущая пенсия
ОМС Обязательное медицинское страхование Фонд обязательного медицинского страхования Бесплатная медицина

Самозанятый не платит страховые взносы в ОПС и ОМС, согласно закону №422-ФЗ, что выступает ключевым отличием спецрежима от ИП. Однако они могут делать отчисления добровольно. Важно учитывать, что у этих налогоплательщиков нет фиксированных платежей и взносов с дохода.

Платить страховые взносы в ОПС стоит по нескольким причинам. Если этого не делать, то россиянину не будут начисляться пенсионные баллы и идти стаж, также он не сможет получить страховую пенсию по старости. Сегодня минимальный взнос составляет около 49–52 тыс. руб. в год. Оформить добровольное страхование можно через СФР.

Даже если самозанятый не платит в ОМС, он все равно получает полис обязательного медицинского страхования, может обслуживаться в поликлинике, проходить диспансеризацию и так далее. По умолчанию доступ к медицинским услугам предоставляется при наличии прописки, поэтому взнос не требуется.

Предоставление декларации и отчетностей в ФНС

Самозанятые освобождены от подачи деклараций и отчетностей в Федеральную налоговую службу, в соответствии с 13 статьей №422-ФЗ. Так, они не обязаны заполнять декларацию по форме 3-НДФЛ, вести бухгалтерию, предоставлять отчетность в ФНС, использовать кассу и платить страховые взносы. Другое дело, если гражданин совмещает самозанятость и индивидуальное предпринимательство или работу: по ИП и трудовым договорам понадобится отдельная отчетность.

Вместо отчетности самозанятому нужно работать с приложением “Мой налог”. Через него он формирует чеки, платит налог один раз в месяц до 25 числа и может запрашивать справки. При этом налоговая может проверить регулярность поступлений средств, превышение лимита в 2,4 млн руб. и другие запрещенные операции. В этих случаях она может снять с режима НПД и доначислить налоги. Главное — не нарушать правила.

Возможность заключения договора с СФР для получения больничного и пособий

Заключить добровольный договор с Социальным фондом России самозанятому разрешено. Это дает право получать пособия по временной нетрудоспособности, то есть больничные, по беременности и родам. Гражданин должен обратиться в отделение СФР по месту жительства или через “Госуслуги”, чтобы заключить добровольный договор о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Ежемесячно или единовременно за год плательщику НПД потребуется платить страховые взносы. Они рассчитываются от МРОТ, который в 2025-м составляет 22,44 тыс. руб. Минимальный размер взносов рассчитывается по формуле: МРОТ х 12 месяцев х 22%. Соответственно, в 2025 году минимальный размер составит 59 241 руб., а максимальный — 473 932 руб.

Получить больничный или пособие по беременности и родам можно будет после шести месяцев уплаты страховых взносов. А пособие по уходу за ребенком до полутора лет предоставляется при соблюдении условий добровольного страхования.

Когда понадобятся онлайн-касса и эквайринг

Онлайн-кассами называют контрольно-кассовую технику (ККТ), которую сегодня обязан применять практически весь малый бизнес в России. Это регулируется законом №54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ”. Но есть и исключения, которые перечислены во второй статье соответствующего закона, включая то, что онлайн-кассы не нужны налогоплательщикам НПД.

Онлайн-касса становится обязательным условием в случае, если налогоплательщик потерял право на применение НПД: его доход превысил лимит за один год, появились нанятые по трудовому договору сотрудники, он выбрал другой налоговый режим и так далее. Тогда физлицу понадобится зарегистрировать ИП или ООО, открыть в банке расчетный счет и завести онлайн-кассу.

Возможность принимать оплату банковскими картами через терминалы или онлайн — это эквайринг. Он не обязателен для самозанятых, но подключается по желанию, например, если клиентам удобнее расплачиваться картой или по QR-коду. Почти во всех случаях эквайринг доступен лишь при условии, что у самозанятого имеется статус индивидуального предпринимателя, но есть и исключения.

Для подключения нужно воспользоваться специальными сервисами, например “Тинькофф Бизнеса”, “ЮKassa” или Сбера, либо сделать все через личный кабинет самозанятого.

Вид эквайринга Что это Для чего подходит
Мобильный эквайринг (аналог терминала) Прием карт на месте через специальное устройство: смартфон или планшет Торговля, доставка, офлайн-услуги
Онлайн-эквайринг через платежные сервисы Оплата через интернет без личной встречи Фриланс, онлайн-услуги
Через приложение “Мой налог” Быстрые платежи с автоматическим чеком Разовые услуги
Торговый эквайринг Оплата через терминал Офлайн-точки

У эквайринга есть множество плюсов: расчет проходит быстро и безопасно, средства зачисляются на карту или счет практически моментально и, как правило, люди чаще платят картами. Но важно учесть, что при подключении эквайринга за каждый платеж предусмотрена комиссия — обычно от 1% до 2,5%. Также иногда требуется подписывать договор с платежным агентом.

Источник: unsplash.com

Изменения в работе самозанятых в 2025 году

Вступили в силу изменения, связанные с криптовалютой: теперь самозанятому запрещено заниматься майнингом и реализацией цифровой валюты. Доходы, полученные в результате этой деятельности, не будут включаться в базу по НПД.

Второе нововведение: изменился порядок перехода на другие режимы. Раньше у плательщика НПД была возможность перейти на ЕСХН или УСН, если он больше не мог применять свой режим. Сегодня добавлены новые варианты, а именно патентная система налогообложения (ПСН) и автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН).

С начала года самозанятые включены в перечень респондентов Росстата. Однако, согласно разъяснениям ведомства, им не потребуется самостоятельно подавать статистическую отчетность, так как необходимые данные автоматически поступают в Росстат из налоговой службы.

К тому же расширился список товаров, подлежащих маркировке. Он включил велосипеды, корма для животных, детскую одежду, нижнее белье и множество другой продукции.

Штрафы для самозанятых в 2025 году

Нарушение Наказание
Неуплата налога на профессиональный доход Штраф 20% от суммы налога за первое нарушение и 100% — за повторное
Несвоевременная уплата налога Пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки
Некорректное или несвоевременное формирование чека Штраф: 20% от суммы операции за первое нарушение (но не менее 1 тыс. руб.) и 100 тыс. руб. — за повторное
Незаконная предпринимательская деятельность Штраф от 500 руб. до 2 тыс. руб.
Осуществление деятельности, которая требует лицензии, без соответствующего разрешения Штраф 2–2,5 тыс. руб.

ГТРК "Южный Урал"

Как закрыть самозанятость

Есть несколько способов снятия с налогового учета плательщика НПД. Чтобы сделать через приложение “Мой налог”, нужно:

  1. Зайти в “Мой налог”.
  2. В нижнем меню выбрать “Прочее”, затем “Профиль”.
  3. Нажать на кнопку внизу страницы с надписью “Сняться с учета НПД”.
  4. Выбрать причину закрытия самозанятости.
  5. Подтвердить действие.
  6. Чтобы сняться с учета через “Госуслуги”, необходимо:
  7. Зайти в личный кабинет на “Госуслугах”.
  8. Выбрать услугу “Снятие с учета самозанятого» и нажать кнопку “Начать”.
  9. Указать причину снятия с учета и отправить заявление.

Физическое лицо в любой момент может оформить самозанятость повторно, перед этим погасив долги по НПД, если таковые имеются.

Вопросы и ответы

— Самозанятый — это физлицо?

Самозанятыми считаются физические лица, которые используют особый режим НПД и занимаются предпринимательской деятельностью без образования юрлица.

— Можно ли оформить самозанятость, если официально трудоустроен?

Гражданам не запрещено работать по трудовому договору и быть при этом самозанятыми. Однако нельзя использовать НПД для прикрытия трудовых отношений или применять его к доходу от текущего работодателя.

— Может ли самозанятый при этом быть ИП?

Физическое лицо может быть и самозанятым, и ИП в одно время, но нужно учитывать, что в России запрещено совмещать общий или специальный режимы с налогом на профессиональный доход. Поэтому индивидуальному предпринимателю придется сняться с учета по другим режимам, чтобы стать плательщиком НПД.

— Заключают ли договор ГПХ с самозанятыми?

Привлекать самозанятых на работу по договорам гражданско-правового характера разрешено, так как они равны обычным договорам на оказание услуг.