В России может появиться запрет на эксплуатацию ветхих морских и речных судов


GLP

Читать Вести в MAX
Совещание с участием первого вице-премьера Дениса Мантурова и вице-премьера Виталия Савельева, участники которого обсудят вопрос о возможном запрете эксплуатации старого торгового и пассажирского флота, состоится 6 августа.

Об этом сообщили источники газеты "Ведомости", знакомые с подготовкой мероприятия. Для стимулирования мероприятий по обновлению флота планируется ограничить использование грузовых и пассажирских судов, достигших определенного возраста. Один из источников издания уточнил, что речь идет о судах, возраст которых превышает 30 лет.

Ограничения могут касаться запрета на заход в порты для таких судов, включая те, что ходят под иностранными флагами. Взамен судовладельцам предложат господдержку в рамках программ утилизации старого флота и льготного лизинга.

Весной источники "Ведомостей" подсчитали, что на рейсах во внутренних водах задействовано более 10 тысяч судов старше 25 лет при общей численности гражданского флота примерно в 12 тысяч единиц.

В июле глава Минпромторга Антон Алиханов назвал логичным решением распространение норм по ограничению сроков эксплуатации на суда.

Инициатива ограничить эксплуатацию устаревших судов – если она будет принята – получит поддержку не только со стороны ОСК, но и от заказчиков торгового флота, заявил собеседник "Ведомостей" в одном из проектных бюро морского судостроения. Он добавил, что в настоящее время судовладельцы сталкиваются с простоем новых судов без фрахта.

Возможные ограничения на эксплуатацию устаревших судов следует рассматривать как меру господдержки отрасли, заявила "Ведомостям" директор по развитию Portnews Надежда Малышева. В условиях дефицита бюджета это станет мерой поддержки судовладельцев, которые взяли на себя риски строительства нового флота, но испытывают проблемы с фрахтом из-за санкций и рыночной конъюнктуры и уплатой лизинговых платежей.

Предлагаемый запрет на эксплуатацию устаревших судов мог стать следствием крушения в Керченском проливе перевозивших мазут танкеров "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239", повлекшее серьезный экологический ущерб, поделился мнением гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров.

Ключевым вопросом является определение понятия "ветхости", поскольку некоторые суда после модернизации двигателя могут эффективно эксплуатироваться даже при возрасте корпуса более 40 лет, в то время как танкеры, перевозящие опасные грузы, или пассажирские суда с учетом рисков требуют более жесткого подхода, добавил эксперт.

Возможное решение властей может быть эффективной мерой поддержки судовладельцев при условии увеличения госсубсидий в рамках механизма судового утилизационного гранта, продолжил Бурмистров.

В январе 2025 года председатель правительства России Михаил Мишустин подписал распоряжение о направлении 5 миллиардов рублей на поддержку инвестиционного проекта льготного лизинга морских и речных судов.

Ранее кабмин продлил срок уплаты утилизационного сбора для автопроизводителей, заключивших инвестиционные контракты.