Михаил Васильевич Ломоносов: биография, открытия и наследие великого ученого

Читать Вести в MAX
“Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”. Эта знаменитая фраза Александра Пушкина как нельзя лучше характеризует Михаила Ломоносова, деятельность которого охватывала все науки того времени: от физики и химии до истории и филологии. О биографии и научных трудах великого ученого рассказывает “Вести.ру”.
Автор:
Полина Григорьева
редактор "Вести.ru"

Ранние годы

Детство и семья

Михаил Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в рыбацкой деревне Мишанинской, которая находилась на севере России. Его отец, Василий Дорофеевич, был государственным крестьянином — причем свободным, в отличие от крепостных. Он занимался морским промыслом: перевозил грузы и рыбачил в морях на небольшом парусном судне “Святой Архангел Михаил”.

Мать будущего ученого — Елена Ивановна — происходила из крестьянской семьи и была дочерью дьякона. Но она умерла, когда ему было около девяти лет. Эта потеря стала большой трагедией для Михаила Ломоносова. После смерти матери Василий Дорофеевич женился еще дважды. Отношения с мачехами у Михаила не складывались.

Детство Ломоносова прошло не так, как у городского ребенка, поскольку с малых лет он познал тяжелый труд. С 10 лет Михаил начал ходить с отцом в море. Эти плавания были опасными, но закалили его характер, научили мужеству, наблюдательности и терпению. Грамоте его научила мать, а продолжил обучение местный дьяк Иван Шубной. Но главным учителем Ломоносова стали книги. Он страстно хотел учиться и добывал их любыми способами. Первыми учебниками Михаила Ломоносова стали “Грамматика” Мелетия Смотрицкого, “Арифметика” Леонтия Магницкого и “Псалтырь” Симеона Полоцкого. Эти книги он называл своими “вратами учености”.

Образование в России

Василий Дорофеевич хотел женить своего сына, когда тому исполнилось 19 лет. Но молодого человека такая перспектива не радовала — он хотел посвятить свою жизнь наукам. Поэтому будущий ученый принял судьбоносное решение: он тайно покинул деревню, даже не имея денег, и отправился в Москву в погоне за образованием и новыми знаниями. В 1730 году он поступил в Славяно-греко-латинскую академию и со временем стал одним из лучших учеников, освоив несколько языков и блестяще проявив себя в философии и риторике. Чтобы попасть туда, в “Спасские школы”, он выдал себя за “сына холмогорского дворянина”.

Через несколько лет талантливого студента направили в Петербургскую академию наук, где он изучал математику, физику, химию и иностранные языки. Уже тогда стало ясно, что Ломоносов обладает широким научным интересом и стремится соединять теорию с практикой. В этот же период студент начал заниматься литературным творчеством. Для подготовки настоящих ученых академия отправила самых способных учеников, включая Ломоносова, на стажировку в Европу.

Учеба за границей

В 1736 году Ломоносов был отправлен в Германию, в университет города Марбурга, к знаменитому философу и химику Христиану Вольфу. Здесь он углубленно изучал философию, физику, химию, математику и иностранные языки. Позднее Михаил Васильевич учился во Фрайберге у профессора Иоганна Генкеля, занимаясь горным делом и металлургией. Именно там Ломоносов приобрел практические знания в области минералогии и химии, которые позже использовал в России.

Учеба за границей оказала огромное влияние на становление Ломоносова как ученого: он познакомился с европейскими методами исследования, а после возвращения на родину стал одним из основателей отечественной науки. Спустя год он был назначен адъютантом физического класса Петербургской академии наук, а в 1745-м после блестящей защиты диссертации был назначен профессором химии.

Научная и общественная деятельность

Естественные науки и открытия

Физика и химия. Ломоносов считал химию самостоятельной наукой, отделяя ее от алхимии. Он утверждал, что химические процессы нужно изучать с помощью физических законов. Также ученый сформулировал закон сохранения материи и движения (“все количество материи и движения в природе сохраняется”), ставший основой будущих открытий Лавуазье и Ломоносова–Лавуазье. Фундаментом для новой науки стала работа Михаила Васильевича “Введение в истинную физическую химию” 1752 года.

Астрономия. В 1761-м, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов выяснил, что у нее есть атмосфера. Это открытие стало одним из крупнейших достижений мировой астрономии XVIII века.

География и естествознание. Ученый-энциклопедист составил “Атлас Российский”, занимался исследованием Северного морского пути и предлагал организовать экспедиции в Арктику. Кроме того, он разработал теорию о геологическом происхождении Земли. Также профессор изучал минералы, горные породы и металлы, применяя знания, полученные в Германии.

Оптика и техника. Ученый занимался теорией света и разработал новые оптические приборы. Кроме того, он построил первую в России химическую лабораторию при Петербургской академии наук.

Источник: unsplash.com

Реформа русского языка

В 1755 году Михаил Ломоносов написал труд “Российская грамматика”, где впервые системно описал правила русского языка. Ученый сближал письменный язык с народной речью, очищая его от чрезмерного влияния церковнославянского. Также он отстаивал идею, что русский язык богат и выразителен сам по себе, его нужно развивать, а не заменять “чужими” иностранными словами.

В 1758 году Ломоносов предложил теорию трех штилей — высокого, среднего и низкого — и определил, какой из них подходит для разных жанров литературы и речи.

  • Высокий стиль — для торжественных произведений. В нем допускались заимствования из церковнославянского языка.
  • Средний стиль — для научных трактатов, дружеской переписки и сатирических произведений. Сочетал элементы народного языка и книжных выражений.
  • Низкий стиль — для комедий, песен, разговорной речи. Он был ближе всего к живому народному языку.

Благодаря ученому русский язык стал более гибким и выразительным, а также появились новые слова, такие как “атмосфера”, “горизонт”, “формула”, “материя”, “диаметр” и другие.

Поэзия и литературное творчество

Ломоносов стал одним из основоположников новой русской поэзии. Он ввел силлабо-тоническое стихосложение — систему, где учитываются и ударения, и количество слогов. Благодаря этому русская поэзия стала более ритмичной, разнообразной и выразительной. Именно по этой системе сегодня пишутся стихи: ямб, хорей и так далее.

Центральным жанром поэзии Ломоносова стали оды. Они представляли собой форму диалога с властью, изложение программ развития страны. Например, одно из таких произведений — “Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”.

В творчестве гения есть и оды, посвященные богу, гармонии природы, величию мироздания. В них он описывал Вселенную не только с религиозной, но и с естественнонаучной точки зрения. Кроме того, Михаил Васильевич писал и лирические произведения, в которых размышлял о жизни, человеческих чувствах и смысле бытия.

Ломоносов показал, что русский язык может быть языком высокой поэзии, соперничающей с европейскими образцами. Его идеи подготовили почву для творчества Державина и Сумарокова, а позже — Пушкина, которого считают завершителем языковой реформы.

Источник: Shakko, Wikipedia / CC BY-SA 3.0

Журналистика и просветительство

Значимую роль в развитии русской журналистики сыграл Михаил Ломоносов. Он участвовал в становлении периодической печати в России и сотрудничал с первой русской газетой “Санкт-Петербургские ведомости”, которая была основана в 1728 году при Академии наук. В ней публиковались научные статьи, переводы, заметки о жизни страны и мира. В газетных материалах мыслитель популярно изложил достижения науки, стремился сделать знания доступными для простых людей. Печатное слово — это мощный инструмент распространения образования и формирования общественного мнения, утверждал он.

Ломоносов писал учебники по физике, химии, географии, риторике. Его “Российская грамматика” стала первой научной грамматикой русского языка. Деятельность мыслителя включала популяризацию наук: ученый считал, что знания должны быть не только в академиях, но и среди народа. Он писал научные труды ясным языком, переводил важные европейские книги, участвовал в распространении научных идей через лекции и публичные выступления. Так, благодаря Ломоносову наука стала частью общественной жизни: не только делом узких специалистов, но и достоянием общества.

Основатель Московского университета

В 1755 году Михаил Ломоносов стал инициатором основания первого в России университета — там преподавали естественные науки, гуманитарные дисциплины, юриспруденцию. Он представил проект совместно с графом Иваном Шуваловым, который утвердила императрица Елизавета Петровна. Ученый утверждал, что гимназии и университеты должны быть доступны не только дворянам, но и выходцам из других сословий. Вскоре Московский университет стал центром просвещения и наук в России.

Источник: Dmitry A. Mottl, Wikipedia / CC BY-SA 3.0

Личная жизнь

Во время учебы в Марбурге ученый познакомился с Елизаветой-Христиной Цильх (в документах на русском языке — Елизавета Григорьевна). Они обвенчались 26 мая 1740 года. Союз был непростым: бедный иностранный студент и девушка из бюргерской семьи — но брак оказался прочным и теплым. Часть времени Елизавета жила отдельно, в Марбурге, из-за долгих командировок и бюрократии, но после возвращения в Россию семья воссоединилась. У пары было несколько детей, но до взрослого возраста дожила одна дочь — Елена, родившаяся в феврале 1749 года. Она была высокообразованной, знала языки и литературу, а родители с детства окружали ее заботой, вниманием и любовью.

Характер

Характер Ломоносова — сочетание энергии, воли и широты ума. Он был целеустремленным и трудолюбивым человеком, работал “с запоем”, проводя часы в лаборатории и кабинете, а также чередуя эксперименты с чтением и писательством. Северное детство сделало его выносливым и “земным”: Михаил Ломоносов ценил практическую пользу знаний и любил работать руками — с оптикой, стеклом, приборами и так далее.

Тем не менее ученый был вспыльчив и прямолинеен, не мог терпеть некомпетентности и недобросовестности. Любил широкие застольные беседы и споры, но презирал пустое времяпрепровождение. Порой из-за своей резкости Ломоносов вступал в конфликты, но был отходчивым: остывал, возвращался к делу и мог продолжать сотрудничать.

Михаил Ломоносов остро переживал за “пользу Отечества”: продвигал русских учеников, добивался преподавания на родном языке, боролся за университет, гимназии, школьные книги. Часто действовал жестко из убеждения, что наука должна служить стране.

Ученый имел широкий круг интересов помимо физики и химии: поэзия, риторика, история, живописные и мозаичные работы. Он чувствовал слово и форму, любил торжественность, ясность и стройность как в стихах, так и в научном изложении.

Последние годы и смерть

Ломоносов умер в Санкт-Петербурге 15 апреля 1765 года от воспаления легких. Незадолго до смерти великого ученого посетила императрица Екатерина II. Михаил Васильевич похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, и могила почитается как место памяти первого русского ученого-энциклопедиста.

Наследие и влияние

Научные труды

  • “Введение в истинную физическую химию” (1752–1754) — первый в мире курс физической химии, который Ломоносов преподавал своим студентам.
  • В трудах «Элементы математической химии” (1741) и “Опыт теории о нечувствительных частицах тел” (1744–1756) Ломоносов разработал корпускулярную теорию и учил, что все вещества состоят из “корпускул”, то есть молекул, и “элементов” — атомов. Корпускулы, объяснял ученый, обладают разной формой и движением, что и объясняет разнообразие свойств веществ.
  • “Об отношении количества материи и веса” (1758) — в этой диссертации и в письме к Леонарду Эйлеру (1748) Михаил Ломоносов сформулировал закон сохранения массы вещества.
  • “О слоях земных” (1763) — фундаментальный труд ученого, заложивший основы научной геологии в России.
  • “Российская грамматика” (1755) систематизировала правила и нормы русского языка, став основным учебником на десятилетия.
  • “Предисловие о пользе книг церковных в российском языке” (1757). Здесь изложена знаменитая теория трех штилей.
  • “Краткое руководство к риторике” (1744) и “Краткое руководство к красноречию” (1748) — первые учебники по ораторскому искусству на русском языке.
  • “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого до 1054 года” (1766). Работа, написанная в противовес норманнской теории немецких историков, доказывает автохтонность и древность славянской государственности.

Интересные факты о Ломоносове

  1. Летом 1745 года Михаил Ломоносов стал первым русским профессором Петербургской академии наук.
  2. Наблюдая прохождение Венеры 26 мая (6 июня) 1761 года, ученый пришел к выводу, что у планеты есть атмосфера. Это было открытие мирового уровня.
  3. Ломоносов был не только ученым и поэтом, но и художником. Он возродил в России искусство мозаики, разработав технологию производства. Лично создал несколько картин, самая известная из которых — полотно “Полтавская баталия” размером 4,8 x 6,4 метра.
  4. Ломоносов — один из основателей МГУ. Указ об открытии университета был подписан 25 января — отсюда появился Татьянин день, праздник российских студентов.
  5. Благодаря настойчивости Михаила Васильевича в 1748 году была построена первая в России научно-исследовательская и учебная химическая лаборатория.
  6. Ученый-энциклопедист составлял планы освоения Северного морского пути и арктических экспедиций, увязывая науку с государственными задачами.
  7. Ломоносову пришлось скрыть свое крестьянское происхождение, чтобы получить образование в Славяно-греко-латинской академии.