Есенин Сергей Александрович: биография, знаковые произведения и версии смерти поэта

Источник: AldrianMimi, Wikipedia / CC BY-SA 3.0
Читать Вести в MAX
В 2025 году исполнилось 130 лет со дня рождения Сергея Есенина. Его биография — череда взлетов и внезапных падений. Он пережил революции и войны, умел говорить просто о самом сложном: о любви, о вине, о Родине. Как деревенский “хулиган” стал символом эпохи и почему его голос до сих пор не стихает — в материале “Вести.ру”.
Автор:
Полина Григорьева
редактор "Вести.ru"

Происхождение и семья

Детство и юность

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьян — Татьяны Федоровны и Александра Никитича. Он стал первым ребенком в семье, у него были братья и сестры: Ольга, Екатерина, Анна, Александра, Алексей и Александр. В двухлетнем возрасте Сергей Есенин был отправлен на воспитание к родителям матери — зажиточным крестьянам Федору Андреевичу и Наталье Евтихиевне Титовым.

Пока отец будущего поэта работал в мясной лавке в Москве и заезжал домой лишь изредка, маленький Сергей рос в деревенском доме деда и бабушки, впитывая народные традиции и уклад. Атмосфера семьи была проникнута православной верой и поэтическим фольклором. В доме часто собирались странники, читающие духовные стихи о рае и святых, а дед пел старинные песни и рассказывал внуку библейские истории. Эти впечатления пробуждали в мальчике живое воображение и любовь к народной поэзии.

Деревенская среда сформировала в юном Есенине противоречивый характер. С одной стороны, воспоминания современников и его собственные слова рисуют богобоязненного мечтательного ребенка, с другой — отчаянного шалопая. Сергей водил компанию с деревенскими мальчишками, был заводилой игр, порой и дрался. Позднее поэт замечал, что в детстве у него случались резкие смены настроений: “то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до желания кощунствовать”.

Тем не менее духовное воспитание не прошло даром: Сергей рано научился читать, примерно к пяти годам, и начал сочинять свои первые рифмованные строчки. В девятилетнем возрасте он уже пробовал писать стихи, подражая задорным деревенским частушкам и сказкам, которые услышал от любимой бабушки. Если ему не нравились печальные концовки историй, мальчик переделывал их на свой лад. Так народный фольклор и семейные предания стали первым импульсом к зарождению поэтического дара.

Образование и первые шаги в литературе

Начальное образование Сергей Есенин получил в родном селе. В 1904 году его отдали в Константиновское четырехклассное земское училище, которое он окончил в 1909 году с похвальным листом. Курс, рассчитанный на четыре года, будущий поэт одолел за пять лет: двенадцатилетнего Сергея оставили на второй год из-за дурного поведения. По словам самого Есенина, школьная учеба почти не повлияла на формирование его личности, кроме того, что дала “крепкое знание церковнославянского языка”.

Родители желали видеть сына учителем, поэтому, когда Сергею исполнилось 14, его отправили в церковно-учительскую школу при Спас-Клепиковском монастыре. Там он провел три года, с 1909 по 1912, и получил звание сельского учителя грамоты. Однако призвание юноши лежало не в педагогике, а в поэзии: обучаясь в Клепиках, он все так же сочинял стихи и даже предпринял первую попытку издания собственной книги. В 1912 году юноша подготовил в Рязани рукопись сборника “Больные думы”, но этот труд так и не был напечатан.

Окончив учительскую школу, летом 1912 года Сергей Есенин переехал в Москву. Планировалось продолжить образование в Московском учительском институте, но 17-летний поэт выбрал иной путь, бросив вызов воле родителей. Он гордился тем, что “отвоевал свою свободу”, о чем писал своему другу детства Григорию Панфилову.

Переезд в Москву и Петербург

В Москве Сергей Есенин сначала устроился работать продавцом в мясную лавку купца Крылова, где старшим приказчиком служил его отец. Спустя несколько месяцев, весной 1913 года, он оставил лавку и поступил на работу в типографию известного издателя Ивана Сытина — сначала экспедитором, а затем помощником корректора.

Одновременно Есенин продолжал тянуться к знаниям: осенью 1913-го он стал вольнослушателем на историко-философском отделении Народного университета имени А. Л. Шанявского в Москве. Лекции проходили вечером, а днем поэт успевал трудиться в печатне и общаться с начинающими литераторами. В эти же годы он примкнул к кружкам самодеятельных поэтов из народа. В конце 1914 года юноша подал заявление о вступлении в Суриковский литературно-музыкальный кружок — объединение народных писателей. Здесь он начал читать свои стихи публично.

“Быть поэтом — это значит то же, если правды жизни не нарушить, рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души” (“Быть поэтом — это значит то же…”, 1925).

Систематически писать стихи Сергей Есенин начал примерно в 1910 году, и уже к 1914 в его копилке было несколько десятков поэтических работ. Первый официальный дебют состоялся в январе 1914 года: в петербургском детском журнале “Мирок” было опубликовано стихотворение “Береза” под псевдонимом “Аристон”. В том же году его стихи стали печатать журналы для юношества “Проталинка”, “Доброе утро” и другие. Молодой поэт начал завоевывать известность в московских литературных кругах. Вскоре провинциальная Москва показалась Сергею Есенину недостаточной ареной, поэтому он задумал покорить столицу и заявить о себе на всероссийском уровне.

В марте 1915 года 19-летний поэт отправился в Петроград с твердым намерением прорваться в большую литературу. И это был решающий поворот в его судьбе. На следующий день после прибытия он явился к Александру Блоку — крупнейшему поэту того времени — и прочитал ему свои стихи. Блок оценил талант молодого самородка из Рязани. В дневнике он отметил, что “стихи [Есенина] свежие, чистые, голосистые, [хотя и] многословные”.

“Года текли. Года меняют лица — другой на них ложится свет. Мечтатель сельский — я в столице стал первокласснейший поэт” (“Мой путь”, 1925).

Знакомство с поэтом стало для Есенина пропуском в литературное общество Петрограда. Александр Блок дал ему рекомендательное письмо к Сергею Городецкому, и вскоре юноша познакомился со многими видными поэтами и писателями серебряного века. Весной 1915 года его приняли в столичных литературных салонах. Сергей Есенин производил впечатление искренним “народным” голосом, считался “талантливым крестьянским поэтом-самородком”, способным привнести свежесть деревенской Руси в городскую культуру. Из неизвестного провинциального юноши за несколько месяцев он превратился в признанного поэта.

“Рано ли, поздно всажу я в ребра холодную сталь. Нет, не могу я стремиться в вечно сгнившую даль. Пусть поглупее болтают, что их загрызла метa; если и есть что на свете — это одна пустота” (“Слушай, поганое сердце…”, 1916).

Творческий путь

Ранние годы (1914–1918)

Сергей Есенин начал печататься в 1914 году, и его первое стихотворение “Береза” вышло в детском журнале под псевдонимом “Аристон”. Уже в ранних произведениях звучали темы родной деревни и любви к Руси. Критики того времени отмечали Есенина как яркого представителя “новокрестьянской” поэзии — направления, воспевающего крестьянский уклад и природу. Первый сборник, “Радуница” 1916 года, сразу принес ему известность и признание: современники увидели в нем самобытного лирика с большим будущим.

Для ранней лирики Сергея Есенина характерна близость к крестьянскому фольклору и восхищение природой. Он собирал народные песни, частушки и сказки, впитывая дух русской деревни. В стихах этих лет оживали библейские мотивы и христианские символы, а поэтический мир Есенина постепенно становился сложнее и наполнялся религиозными образами. Одновременно поэт вводил в свою вселенную элементы деревенской мифологии: в его ранних поэмах действуют лесные и домашние духи, что передает народные верования.

Сам Есенин признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. Эти настроения ярко выражены в первых сборниках поэта. Например, многие стихотворения из “Радуницы” проникнуты светлой тоской по родной земле, любви к родной природе и сельскому быту. Именно эта новокрестьянская лирика сделала юношу известным на весь литературный Петербург.

В апреле 1916 года Сергей Есенин отправился на военную службу санитаром в Царскосельский поезд №143, который эвакуирует раненых на линии столкновения. Там поэт увидел, как молодому офицеру ампутируют ногу, пока он поет романс. Во время одной из увольнительных Есенин написал поэту Всеволоду Рождественскому: ”Какие-то стихи будем мы писать после войны? Опять начнутся “розы” и ”мимозы”? И неужели нельзя будет говорить о народе так, как он этого заслуживает? Я так думаю, что ему никто и спасибо за эту войну не скажет”.

Февральскую революцию 1917 года Сергей Александрович застал на фронте, и после крушения монархии покинул армию. Через месяц он почти ежедневно стал появляться в Обществе распространения эсеровской литературы и в редакции газеты социалистов-революционеров “Дела народа”, в которой были опубликованы работы “Певущий зов”, “Товарищ”, “Отчарь”.

Расцвет поэтической карьеры и имажинизм (1919–1923)

1919 год стал переломным в творчестве Сергея Есенина. Этот противоречивый и бурный период длился до 1923 года. Тогда он присоединился к движению имажинизма, которое провозглашало главенство образа над смыслом. Его поэзия изменилась и стала насыщена метафорами, порой сложными, вычурными и даже шокирующими. Значимое произведение в этом направлении, которое особенно выделял сам поэт, — “Пугачев”.

“Я люблю, когда синие чащи, как с тяжелой походкой волы, животами, листвой хрипящими, по коленкам марают стволы. Вот оно, мое стало рыжое! Кто ж воспеть его лучше мог? Вижу, вижу, как сумерки лижут следы человечьих ног” (“Хулиган”, 1919).

1922 год стал временем гастролей по США и Европе. Есенин отправился в путешествие вместе со своей женой — известной танцовщицей Айседорой Дункан. Уже тогда он начал остывать к имажинизму, и творчество повернулось в другую сторону — стихи упростились внешне, но стали более пронзительны. В разных странах он продолжал скучать по России, чувствуя, что все эти города его не принимают. Там же заграницей зародилась мрачная поэма “Черный человек”.

Позднее творчество (1924–1925)

Пьянство, скандалы, задержания: после возвращения на родину Сергей Есенин продолжил чувствовать себя потерянным и одиноким и вести пагубный образ жизни. За три года на него было заведено семь уголовных дел и множество протоколов о хулиганстве. Однако он продолжил писать: “О России и революции”, “Русь советская”, стихотворение Пушкину, “Анна Снегина”, “Москва кабацкая” и другие произведения.

Последние два года для поэта стали временем философских переосмыслений и попыток обрести внутренний покой. Все чаще в творчестве упоминалась смерть и прощание, вернулись родные мотивы: детство, деревня, воспоминания. Однако все они уже были с опытом утрат и знанием цены радости. Последнее стихотворение, “До свиданья, друг мой, до свиданья…”, было написано в декабре 1925 года — собственной кровью.

Знаковые произведения

Ранняя лирика и “новокрестьянский” Сергей Есенин:

  • “Береза” (1914) — дебютная публикация, в которой показывается главное “оружие” раннего Есенина: напевность, простая лексика, светлый фольклорный образ мира;
  • сборник “Радуница” (1916) — первая книга Есенина, в которой объединились природа, православная образность и деревенский быт;
  • “Русь”, “Гой ты, Русь, моя родная…” (1914–1915) — тексты новой “крестьянской” поэзии, говорящие о привязанности к земле как к живому существу и любви к родине;
  • “Песнь о собаке” (1915) — бытовая сценка превращается в исповедь сострадания.

Город, исповедь и имажинизм:

  • Цикл “Москва кабацкая” (1919–1923) — исповедь опустошенного человека, погруженного в пьяный угар, показывающая лицо столичной эпохи: ночные трактиры, одиночество, скандалы и душевную боль;
  • “Исповедь хулигана” (около 1920–1921) — манифест героя периода, сочетающий браваду и ранимость, вину и нежность;
  • “Не жалею, не зову, не плачу” (1921) — образцовая философская элегия о принятии утрат.

“Я нарочно иду нечесаным, с головой, как керосиновая лампа, на плечах. Ваших душ безлиственную осень мне нравится в потемках освещать. Мне нравится, когда каменья брани летят в меня, как град рыгающей грозы, я только крепче жму тогда руками моих волос качнувшийся пузырь” (“Исповедь хулигана”, 1920).

Историко-мифологическая линия:

  • Поэма “Пугачев” (1921) — народный бунт как зеркало судьбы страны и личности; стих резкий, считается одной из вершин драматургии у Сергея Есенина;
  • “Инония” (1918–1919) — мистико-утопическое “видение” нового духовного мира; важен синтез библейских символов и революционного времени.

О любви: “Письмо к женщине” (1924). Пронзительное любовное стихотворение обращено к первой жене Сергея Есенина Зинаиде Райх. Это не только просьба о прощении, но и философское осмысление своей жизни, попытка объяснить смятение эпохи и свое место в ней.

Советская тема:

  • “Русь Советская” и “Страна Советская” (1924) — попытка Сергея Есенина найти личный, “неплакатный” тон разговора о новой стране;
  • “Анна Снегина” (1925) — лирическая поэма-воспоминание, где переплетаются личная любовная история и история страны.

Поздние элегии и трагическая исповедь:

  • “Черный человек” (1925) — страшное и трагическое произведение, ставшее кульминацией психологической темы: автор вступает в диалог с “двойником”, который с жестокостью перечисляет все грехи и неудачи поэта.
  • “Отговорила роща золотая…” (1924), “Низкий дом с голубыми ставнями…” (1924) — о памяти детства как о последнем оплоте смысла; язык предельно прост, музыка — песенная;
  • “До свиданья, друг мой, до свиданья…» (декабрь 1925) — прощальный этюд-миниатюра с абсолютной ясностью формы и интонации, считающийся итоговой точкой его лирики.

Личная жизнь

Женщины в жизни Есенина

Сергей Есенин пользовался огромным успехом у женщин, и каждая из избранниц оставила глубокий след в его жизни и поэзии. За свои 30 лет он успел трижды побывать в официальном браке и неоднократно вступал в романтические отношения.

В 18-летнем возрасте он познакомился с Анной Изрядновой, которая так же, как и юноша, работала в типографии Сытина. Параллельно возлюбленные вместе обучались в Московском университете имени Альфонса Шанявского. Изряднова стала первой гражданской женой Есенина, и спустя год после знакомства в семье родился сын Юрий — впоследствии он был арестован и погиб в 1937 году. Несмотря на видимую идиллию, семейная жизнь тяготила Есенина. Вскоре он сбежал от Изрядновой в Петроград, однако до конца жизни они находились в теплых и доверительных отношениях.

Спустя год после расставания с первой возлюбленной, в 1916 году, юноша сблизился с хозяйкой усадьбы близ Константинова Лидией Кашиной. Считается, что именно с нее Сергей Есенин писал героиню одноименной поэмы Анну Снегину. Партнеры были вместе один год.

В 1917 году Есенин отправился в путешествие с Зинаидой Райх. Она стала его первой официальной женой, и пара пережила страстный, но крайне тяжелый и скандальный брак. Причиной послужило поведение поэта: ночные кутежи, много времени, проведенного с друзьями в гостях и ресторанах, возвращение домой только под утро. Считается, что поэт написал “Письмо к женщине” после очередной ссоры и Райх, во время которой они избавились от обручальных колец. В браке у партнеров родились дочь Татьяна в 1918 году и сын Константин в 1920-м. После развода дети остались вместе с матерью, которая вышла замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда.

Поэтесса и переводчица Надежда Вольпин была еще одной избранницей Сергея Александровича Есенина. Однако партнеры то сходились, то расходились, и изначально девушка и вовсе его избегала, так как не хотела связываться с женатым мужчиной. Они сблизились в 1922 году, но Вольпин, как и другие женщины, так и не смогла смириться с разгульным образом жизни возлюбленного. После расставания в 1924 году Надежда Вольпин родила сына Александра, который стал математиком и правозащитником.

Между дружбой и любовью у поэта колебались отношения с журналисткой Галиной Бениславской. Она была преданным человеком, берегла Сергея Есенина, лечила и выручала финансово. В 1926 году после смерти возлюбленного девушка покончила с собой на его могиле.

Последней официальной женой Сергея Есенина была внучка писателя Льва Толстого — Софья Толстая. В письме своей матери девушка писала: “Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно, потому что ничего в жизни не было жаль. Я хотела жить только для него. Я себя всю отдала ему. Я совсем оглохла и ослепла, и есть только он один”.

Спустя несколько месяцев после знакомства в 1925 году возлюбленные съехались и поженились. Однако Софья Толстая — воспитанная и строгая девушка — с отвращением относилась к образу жизни поэта и хотела “вытащить” его оттуда. После смерти поэта именно Толстая стала хранительницей его наследия.

Айседора Дункан

Самой известной и яркой историей любви в жизни Есенина стали отношения с американской танцовщицей Айседорой Дункан. Они познакомились в октябре 1921 года на вечере художника Георгия Якулова в Москве. Тогда Есенину было 26 лет, а Дункан — 44. Помимо разницы в возрасте, между ними был и языковой барьер: поэт почти не говорил по-английски, а мировая звезда не знала русского языка. Несмотря на все это, между ними сразу же возникло притяжение: она слушала стихи возлюбленного как музыку, а он был поражен ее харизмой и свободой.

Зимой 1921 года Сергей Есенин переехал к Дункан, и их пара стала сенсацией в богемных кругах. Их отношения были страстным огненным вихрем. Влюбленных не понимали, осуждали, но они притягивали всеобщее внимание. Они обожали друг друга и так же страшно ссорились. Чувство восхищения женщиной отразилось в творчестве, сделав стихи более эмоционально насыщенными.

В 1922 году Есенин и Дункан зарегистрировали брак, а затем отправились в длительное турне по Европе и США. За границей их брак дал трещину. Айседора находилась на своем поле: афиши, пресса, аншлаги. Сергей Есенин, в свою очередь, находился в тени ее славы и вне родной речи. Его ранила культурная “чужесть”, накапливались усталость и раздражение. Равнодушие американских слушателей вогнало Есенина в крайне депрессивное состояние. В его жизни появились запои, резкие вспышки и ревность к поклонникам Дункан. Чтобы сохранить отношения с любимым, женщина согласилась переехать в Россию, но былой страсти уже не было. Для Есенина это стало окончательной точкой. После развода Айседора Дункан покинула Россию и больше не возвращалась.

Семья и дети

Юрий Есенин (1914–1937). Первый ребенок родился, когда поэту было всего 19 лет и он находился в отношениях с Анной Изрядновой. Юноша редко видел своего сына, но отзывался о нем с теплотой. Юрий унаследовал от отца литературные способности, интересовался авиацией и техникой.

Татьяна Есенина (1918–1992). Дочь родилась в браке с первой официальной женой — Зинаидой Райх. Она стала писательницей, журналисткой и основательницей Государственного музея Сергея Есенина в Москве. Свою жизнь Татьяна посвятила сохранению, изучению и популяризации творческого наследия своего отца. Именно ее усилиями был создан главный мемориальный центр, посвященный поэту.

Константин Есенин (1920–1986). Родился в браке Есенина и Райх. В отличие от сестры, Константин не пошел по литературной стезе. Он стал инженером-строителем, специалистом по футбольной статистике и журналистом. Участвовал в Великой Отечественной войне.

Александр Вольпин-Есенин (1924–2016). Он почти не знал отца — Есенина не стало, когда Александру не было и двух лет. Его матерью была Надежда Вольпин. Вскоре стал известен как математик и логик, поэт, а также как один из основателей правозащитного движения в СССР. В 1972 году был вынужден эмигрировать в США, где преподавал в университетах.

Последние годы и смерть

Причины душевного кризиса

Эмоциональная неустойчивость и импульсивность были свойственны великому поэту Сергею Есенину с раннего возраста — считается, что первую попытку суицида он предпринял в 17 лет. Чувства и мысли человека, истощенного тяжелой депрессией, душевной болью и алкоголизмом как нельзя лучше отображает его поздняя лирика. К 1924 году он чувствовал себя абсолютно потерянным и чужим в новой, советской России. Знаменитый образ хулигана и скандалиста не приносил облегчения, а лишь усугублял опустошение.

Есенин страдал от хронического переутомления и зависимости. Он жил “на пределе”: гастроли, чтения, ночные компании, бесконечные поездки, публичность. Алкоголь казался спасением от тревоги, но быстро стал разрушать сон и память. Запои были длительными и разрушительными, приводящими к тяжелейшим последствиям для психики: галлюцинациям, приступам паранойи, агрессии и глубокой депрессии.

Осенью 1925 года Сергей Есенин лег в психоневрологическую клинику, где написал свои последние пронзительные стихи. Некоторые современные специалисты предполагают, что у него было биполярное аффективное расстройство, то есть маниакально-депрессивный психоз. Резкие смены настроения от эйфории до черной тоски, бессонница, приступы неконтролируемого возбуждения — все это симптомы заболевания, которые наблюдались у поэта.

Власть и пролетарские критики объявили творчество великого поэта вредным, а “есенинщиной” стали называть депрессивное настроение и пьянство, с которым нужно бороться. На него постоянно писали доносы, травили в прессе, обвиняя в хулиганстве и антисоветчине. Это создавало невыносимую атмосферу давления и страха.

Разрушенные отношения и одиночество также негативно повлияли на и так нестабильное состояние Сергея Есенина. Смена отношений давала вспышки счастья, но не устойчивость. Он стремился к “тихому дому”, но добраться до него не позволял его собственный характер и болезнь. Разрывы, вина, невозможность удержать близких — все это ложилось на душу тяжелым грузом.

Версии смерти

Жизнь великого и скандального поэта Сергея Есенина оборвалась 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице “Англетер”. Его повешенное тело обнаружили приятели. Официальной версией считалось самоубийство. Последние годы жизни Есенин действительно проявлял суицидальные наклонности, страдал от психических расстройств и чувствовал приближение смерти на фоне серьезного алкоголизма. Все это отражалось и в его позднем творчестве, пропитанном черной меланхолией.

После проведенного вскрытия подтвердилось, что смерть наступила в результате кислородного голодания. До этого он успел написать последнее стихотворение собственной кровью — “До свиданья, друг мой, до свиданья…” Однако со временем появились улики, которые поставили под сомнение официальную версию, поэтому были выдвинуты и альтернативные гипотезы, согласно которым это была инсценировка самоубийства.

Например, в некоторых источниках указывается, что Сергей Есенин повесился на вертикальной трубе под потолком высотой 3,52 метра. Ноги находились в полутора метрах от пола, а рост поэта составлял всего 168 сантиметров. Рядом не было обнаружено ни одного предмета выше двух метров, который был бы поставлен под ноги, чтобы забраться к потолку и завязать петлю. К тому же на теле Есенина были замечены ссадины и гематомы, на его руках были порезы, а на переносице — вмятина, которая четко видна на посмертных фотографиях. По мнению некоторых экспертов и криминалистов, она похожа на травму от удара. По официальной версии, эта вмятина — результат соприкосновения лба с отопительной батареей.

Истинные обстоятельства остаются тайной. Споры о том, был ли это добровольный уход из жизни или убийство, продолжаются по сей день.

«До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».

Похороны и память

31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище прошли похороны Сергея Александровича Есенина. На прощание с народным поэтом пришли тысячи людей, которые несли гроб и продолжали идти всю ночь до утра. На траурном полотнище была надпись, что здесь покоится тело “великого национального русского поэта”. Нынешний памятник установлен в 1986 году, на нем выбита строка из стихотворения: “Я знаю, знаю, что опять зазвенят под небом осенние леса”.

Наследие и влияние

Значение для русской литературы

Поэта нельзя назвать мертвым, если о нем помнят. Сергей Есенин надолго закрепился в памяти людей как национальный поэт, который показал новую “крестьянскую” лирику, умел смешивать “высокое” и разговорное в своих произведениях. Поэту удалось создать лирического героя нового типа — хулигана и скандалиста, противоречивого и сложного, сочетающего ранимую душу и бунт. Он нашел отклик у миллионов и оказал огромное влияние на массовую культуру.

До Есенина природа в поэзии часто была красивым фоном. У него же все оживает: “крапива обрядилась ярким перламутром”, “словно белой косынкой подвязалася сосна”, “как метель, черемуха машет рукавом”. Он привнес в “высокую” литературу язык народной, крестьянской метафоры, где мир воспринимается как единый, одухотворенный организм.

Поэт показал Россию между прошлым и модернизацией: от идиллии березок до городской “Москвы кабацкой”. Он стал голосом той самой деревенской “Руси уходящей”, которая в эпоху революций и индустриализации переживала свой закат. И своей стране всегда отводил первостепенную роль. В поэзию он заложил русские общечеловеческие ценности, которые транслировал в другие страны, и она объединила людей по всему миру.

Память

После ухода из жизни “народного” поэта и с ужесточением сталинского режима его творчество было практически под запретом. Его объявляли “упадочным” поэтом, певцом пьянства и хулиганства. Стихи не издавались. Однако в 1950-е произошел мощный всплеск интереса к Есенину. Его стихи, переписанные от руки, передавались из уст в уста, звучали на дружеских вечеринках, а затем получили официальное разрешение на публикацию. Тираж его книги был раскуплен мгновенно. Сергей Есенин стал символом искренности, свободы и той самой “Руси уходящей”, по которой тосковали люди.

На Ваганьковском кладбище не прекращается паломничество. Могила поэта стала местом силы для нескольких поколений. Люди приходят туда постоянно, читают его стихи, поют песни на его слова. Во многих городах, где он жил, работают музеи, и по всей стране установлено множество памятников поэту. Главным местом считается Государственный музей-заповедник С. А. Есенина в Константиново.

Экранизации

  • Сериал “Есенин” (2005). Эту экранизацию можно назвать одной из самых известных. Она вызвала новый всплеск интереса к поэзии Есенина. Главную роль исполнил Сергей Безруков.
  • “Сергей Есенин” (1965). Черно-белый документальный фильм, построенный на основе стихов.
  • “Пой песню, поэт…” (1971) — советский фильм, показывающий жизненный и творческий путь Есенина.
  • “Айседора и Есенин. История любви” (2021) – мини-сериал, где в центре внимания — медовый месяц пары в Европе и Америке.