Закат "бояры": в России рухнули продажи спиртовых настоек


Владимир Смирнов/ТАСС

Завершилось недолгое возвращение популярности боярышника и других спиртовых настоек. В начале пандемии год назад продажи настоек подскочили – россияне покупали препараты для успокоения, но к началу осени этого года спрос упал.

Продажи боярышника и других спиртовых настоек, некогда популярных у людей с алкогольной зависимостью и повышенной тревожностью, резко упали в России по мере сокращения страхов перед коронавирусом и появления новых видов антисептиков.

Продажи спиртосодержащих настоек в январе-августе в аптечных сетях упали на 15,6% до 106,4 миллиона упаковок, а в деньгах – на 3%, до 6,9 миллиарда рублей, подсчитала фармацевтическая консалтинговая компания DSM Group. Спрос на настойку боярышника в деньгах сократился на 41% до 179 миллиона рублей, в штуках — на 44% до 9 миллионов упаковок. Упали продажи всех успокаивающих спиртовых настоек: пустырника — на 41,7%, валерьянки— на 40%.

В прошлом 2020 году аптеки увеличили продажи настоек на 13% до 10,9 миллиарда рублей. Всплеск прошлогодних продаж пришелся на период карантина в стране – в разных регионах с апреля-мая. Продажи валерьянки к началу июля в прошлом году подскочили на 35% – до 327,5 миллиона рублей, пустырника – 40%, до 296,5 миллиона рублей, боярышника – на 28%, до 158 миллионов рублей, прополиса — на 71%, до 141,2 миллиона рублей.

Рост интереса к спиртовым настойкам в прошлом году объяснялся повышенной тревожностью и желанием россиян успокоить нервы во время пандемии – большая часть проданных настоек с содержанием спирта оказалась успокоительным средством.

Кроме этого, ряд регионов на время самоизоляции населения вводил и ограничения продажи алкоголя. Поэтому часть настоек покупалась как замена алкогольным напиткам, или, возможно, как антисептик.