Тема:

Социальные медиа 12 часов назад

Депутаты решили отрегулировать алгоритмы социальных сетей


EPA

Российские законодатели попытаются при помощи нового законопроекта заставить Facebook, Instagram, VK, TikTok и другие соцсети работать по-новому. Как пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники в Государственной думе, новый законопроект направлен на регулирование применения рекомендательных алгоритмов.

Алгоритмы такого рода есть у многих цифровых сервисов и могут преследовать разные цели, которые в конечном счете так или иначе сводятся к увеличению прибыли. Так, алгоритмы соцсетей позволяют показывать пользователю наиболее интересный контент, тем самым увеличивая время использования им сервиса — а, следовательно, и доходы от рекламы. Интернет-магазины пытаются при помощи алгоритмов подтолкнуть к покупке наиболее прибыльных товаров, а музыкальные стриминги — к тому, чтобы пользователь продолжал оплачивать подписку.

По сведениям издания, разработка законопроекта началась с подачи Ассоциации юристов России (АЮР) весной в комитете по информационной политике, возглавляемом единороссом Александром Хинштейном. Член комитета Антон Горелкин подтвердил, что разработка документа продолжается, добавив, что в первую очередь он предполагает регулирование рекомендательных алгоритмов социальных сетей.

По словам председателя комиссии московского отделения АЮР Александр Журавлев отметил, что разработка подобного закона идет в русле общемировой тенденции. Например, свои рекомендации в отношении работы алгоритмов соцсетей представил Евросоюз, а Facebook пообещал предоставить своему наблюдательному совету информацию о том, по каким принципам формируется лента новостей.

Другие эксперты, впрочем, склонны рассматривать рекомендательные алгоритмы соцсетей как механизм повышения качества оказываемых услуг, который не вредит пользователям. Например, глава сервиса "СберЗвук" Михаил Ильичев сравнил попытку регулировать рекомендации соцсетей с запретом мерчендайзерам в супермаркетах выкладывать товар на полки в соответстви со спросом. Он опасается, что реализация идеи может затормозить развитие инноваций — например, в области технологий голосовых ассистентов.

Ранее в Instagram рассказали (хотя и без технических подробностей) о том, как именно соцсеть формирует ленту для своих пользователей. По словам главы сервиса Адама Моссери, при этом учитываются тысячи факторов — "начиная с времени, когда был сделан пост, и заканчивая тем, пользуетесь ли вы телефоном или браузером и как часто лайкаете видео".