Инженеры создают сверхпроводящий электродвигатель для самолётов

Самолёты будущего могут быть оснащены сверхпроводящими двигателями.

Самолёты будущего могут быть оснащены сверхпроводящими двигателями.
Фото Pixabay.

Электродвигатель со сверхпроводящими деталями уже не фантастика. Немецкие инженеры создают двигатель мощностью в миллион ватт и обещают испытать его уже через полгода.

Электродвигатель со сверхпроводящими деталями уже не фантастика. Немецкие инженеры создают двигатель мощностью в миллион ватт и обещают испытать его уже через полгода, сообщает издание Aviation Week.

Разработка носит название ASuMED, что расшифровывается как advanced superconducting motor experimental demonstrator. Это можно перевести как "перспективное устройство для экспериментальной демонстрации сверхпроводящего двигателя". Система создаётся немецкой компанией Oswald Elektromotoren.

В роторе (подвижной части электродвигателя) размещены сверхпроводящие цепи, по которым циркулирует кольцевой ток (поскольку сопротивление вещества равно нулю, он никогда не затухает). При этом создаётся более мощное магнитное поле, чем в современных постоянных магнитах из редкоземельных металлов. В статоре (неподвижной части) находятся сверхпроводящие катушки, на которые подаётся переменный ток. Он тоже создаёт магнитное поле. Взаимодействие этих полей приводит ротор в движение.

Новый двигатель работает при температуре -250 °C. Статор охлаждается жидким водородом, а ротор – путём испарения гелия.

Ожидается, что после завершения работ двигатель будет иметь мощность в один мегаватт и массу 50 килограммов. Таким образом, плотность мощности составит 20 киловатт на килограмм, что многократно превышает характеристики любых существующих решений. КПД устройства составит 99,9%, а скорость вращения ротора – 6000 оборотов в минуту.

Инженеры подчёркивают, что мегаваттный двигатель – только демонстрационная модель. Характеристики коммерческого продукта будут зависеть от конструкции самолёта. Классическая компоновка потребует нескольких больших двигателей, а вариант с распределённой тягой – множества малых.

В настоящее время усилия разработчиков сосредоточены на совершенствовании ротора, статора, систем охлаждения и разработке системы управления питанием.

Планируется, что испытания готового изделия начнутся уже в феврале 2020 года.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали про самый вместительный самолёт с электродвигателем.