Физики получили алмазы редкого типа при комнатной температуре

Физики получили драгоценный материал при комнатной температуре.

Иллюстрация Pixabay

Под воздействием деформации в материале образовались полосы, богатые микроскопическими алмазами и лонсдейлитами.

Иллюстрация RMIT.

Физики получили драгоценный материал при комнатной температуре.
Учёные нашли способ получать алмазы при комнатной температуре за считанные минуты.

Исследователи нашли способ получать алмазы при комнатной температуре за считанные минуты. Таким методом они создали не только обычные алмазы, но и их редкую разновидность – лонсдейлиты, которые встречаются в местах падения метеоритов.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Small группой во главе с Джоди Брэдби (Jodie Bradby) из Австралийского национального университета.

Алмаз – это вещество исключительной твёрдости. Благодаря этому и другим своим качествам оно очень ценится в технике. Сферы применения алмазов разнообразны: от банальной резки стекла до создания квантовых компьютеров.

Напомним, что по химическому составу алмаз – это обычный углерод (такой же, как сажа или графит). Но он отличается от последних расположением атомов в кристалле. Однако перестроить кристаллическую решётку нужным образом – очень непростая задача.

"Природные алмазы обычно образуются в течение миллиардов лет на глубине около 150 километров в [недрах] Земли, где имеет место высокое давление и температура выше тысячи градусов по Цельсию", – объясняет Брэдби.

Людям, конечно же, некогда ждать миллиарды лет. Поэтому учёные разработали методы получения искусственных алмазов. Но обычно они тоже требуют высокого давления и высокой температуры, а часто и использования катализаторов.

Однако Брэдби и её коллеги предложили иное решение. Их метод позволяет получить алмазы за считанные минуты при комнатной температуре и без катализаторов.

Разумеется, давление по-прежнему должно быть высоким. Авторы сравнивают его с давлением, которое оказали бы 640 африканских слонов на кончик балетного пуанта. Но всё-таки новый процесс обещает быть дешевле своих аналогов.

Его секрет в том, что физики не просто давят на материал (обычный углерод). Они направляют силу давления так, чтобы она скручивала образец. В результате атомы выстраиваются в новую структуру, и образуется алмаз.

Таким путём авторы получили не только обычные алмазы, но и лонсдейлиты. В природе этот минерал исключительно редок и встречается в основном в местах падения метеоритов.

По некоторым расчётам, чистый лонсдейлит без примесей на 58% твёрже обычного алмаза (однако не все эксперты считают эти цифры бесспорными). Это делает его перспективным материалом для промышленности.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, что учёные вырастили гибкие, как резина, алмазы и превратили алмаз в металл.