Тема:

Обоняние и запахи 1 год назад

Обоняние людей ослабло в ходе эволюции. Выяснить это помог запах подмышек

Люди, которые разделяют больше генов с низшими приматами, лучше чувствуют запахи человеческого тела.

Фото Ana Essentiels/Unsplash.

Генетический анализ также позволил учёным обнаружить два новых типа рецепторов: одни из них помогают ощущать запах мускуса, а другие — запах, исходящий от подмышек и имеющий большое значение с точки зрения размножения.

Каждый воспринимает запахи по-своему: один и тот же запах может показаться для разных людей приятным, чересчур сильным или, наоборот, незаметным. Коронавирусная инфекция порой сильно искажает или и вовсе лишает людей этого важного чувства.

Учёные могут объяснить различия в восприятии запахов особенностями генетики человека, что помогает выяснить роль различных обонятельных рецепторов в тех или иных процессах, порой весьма экзотических.

Так, исследователи из Китая и США открыли рецепторы запаха мускуса и… подмышек, то есть запаха человеческого тела. Различия в генах, кодирующих работу этих рецепторов, подтверждают гипотезу о том, что обоняние людей в ходе эволюции становилось менее чувствительным.

Учёные обнаружили ранее неизвестные рецепторы, изучив геномы тысячи ханьцев — представителей крупнейшей народности Китая.

Авторы работы искали генетические вариации, связанные с тем, как участники воспринимали 10 различных запахов. Затем эксперимент повторили уже с шестью запахами в этнически разнообразной популяции из 364 человек, чтобы подтвердить полученные результаты.

Команда определила два новых рецептора, один из которых обнаруживает синтетический мускус, используемый в ароматических композициях, а другой — соединение, придающее человеческим подмышкам их неповторимый запах.

У участников обнаружили разные версии генов рецепторов запаха мускуса и подмышек, и эти генетические вариации влияли на то, как человек воспринимал запахи.

Используя результаты ранее опубликованных на эту тему работ, исследователи выяснили, что люди с предковыми версиями (вариантами, общими для людей и нечеловекообразных приматов) обонятельных рецепторов, как правило, оценивают соответствующий запах как более интенсивный.

Эти результаты подтверждают гипотезу о том, что "нюх" людей и других приматов со временем притупился из-за изменений в наборе генов, кодирующих наши обонятельные рецепторы.

Генетический анализ также выявил три связи между генами рецепторов запаха и специфическими запахами, о которых ранее сообщали учёные. Отметим, что в этих более ранних исследованиях принимали участие в основном люди европеоидной расы.

Новые результаты, полученные при изучении различных восточноазиатских популяций, показывают, что в основе способности обнаруживать запахи у людей из разных сообществ лежит одна и та же генетика.

Исследование было опубликовано в научном журнале PLOS Genetics.

Напомним, ранее мы рассказывали о том, что дурной запах изо рта обусловлен генетически. Также мы писали о том, что запахи играют важную роль при выборе романтического партнёра, а ещё о том, что женщины без обонятельных луковиц всё равно могут чувствовать запахи.

Сообщали мы и о том, что учёные определили гены, отвечающие за потерю вкусов и запахов при ковиде.