Тема:

Звёзды и звёздные системы 1 год назад

Открыт новый тип звёздного взрыва: микроновая

Так, по версии художника, может выглядеть микроновая. Белый карлик крадёт материал у звезды-компаньона, а его мощные магнитные поля "стягивают" материал к полюсам.

Иллюстрация ESO/M. Kornmesser, L. Calçada.

Астрономы считали, что знают о вспышках на звёздах достаточно, но Вселенная не устаёт удивлять. Теперь исследователям придётся вглядываться в данные телескопов ещё внимательнее, чтобы не пропустить короткие и сильные вспышки, которым дали название "микроновые".

С помощью Очень большого телескопа Европейской южной обсерватории (ESO VLT) команда астрономов обнаружила совершенно новый тип звёздной вспышки — микроновую.

Хотя приставка "микро" заставляет думать о каких-то почти незаметных явлениях, заблуждаться по поводу масштабов микроновой не стоит: только один из подобных взрывов может сжечь дотла около 20 000 000 триллионов (!) килограммов материала. Это аналогично около 3,5 миллиарда пирамид Хеопса.

"Мы впервые обнаружили и идентифицировали то, что мы называем микроновой, – рассказывает руководительница исследованием Симона Скаринги (Simone Scaringi), астроном из Даремского университета в Великобритании. – Это явление бросает вызов нашему пониманию того, как происходят термоядерные взрывы в звёздах. […] Это открытие предлагает совершенно новый способ их достижения".

Хотя микроновые — чрезвычайно мощные явления, они и вправду малы по астрономическим масштабам. Они гораздо менее энергичны, чем звёздные взрывы, известные как новые звезды, о которых астрономы знают уже несколько столетий. Мы не раз подробно рассказывали о том, как происходят такие вспышки.

Оба типа взрывов происходят на белых карликах: по сути, бывших звёздных ядрах. Их масса примерно равна массе Солнца, но размером эти мёртвые звёзды обычно не крупнее Земли.

В системе из двух звёзд белый карлик крадёт материал, в основном водород, у своей звезды-компаньона, если они расположены достаточно близко друг к другу.

Когда этот газ падает на раскалённую поверхность белого карлика, происходит слияние атомов водорода с образованием атомов гелия. В этом процессе высвобождается огромное количество энергии.

У новых эти термоядерные реакции происходят по всей поверхности звезды. Это заставляет всю поверхность белого карлика ярко вспыхнуть и светиться в течение нескольких недель.

Микроновые — это аналогичные взрывы, но меньшего масштаба и более скоротечные, они длятся всего несколько часов. Они встречаются на некоторых белых карликах с сильными магнитными полями, которые направляют вещество к магнитным полюсам звезды.

"Впервые мы увидели, что синтез водорода может происходить и локализованно. Водородное топливо может содержаться в основании магнитных полюсов некоторых белых карликов, так что синтез происходит только на этих магнитных полюсах", — говорит Пол Грут (Paul Groot), астроном из Университета Радбауд в Нидерландах и соавтор исследования.

"Это приводит к термоядерным взрывам, мощность которых составляет около одной миллионной силы взрыва новой звезды, отсюда и название «микроновая»".

Обнаружение микроновых бросает вызов тому, как астрономы представляют себе взрывы звёзд. При этом такие события могут происходить довольно часто. Однако они происходят так быстро, что их трудно поймать "с поличным".

Команда впервые столкнулась с этими загадочными микровзрывами при анализе данных со спутника NASA TESS. Астрономы обнаружили в этих данных кое-что необычное: яркую вспышку оптического света, продолжавшуюся несколько часов. Продолжив поиск, учёные обнаружили несколько похожих сигналов.

Команда наблюдала с помощью TESS три микроновых: две были от известных белых карликов, а третья потребовала дальнейших наблюдений с помощью инструмента X-shooter на ESO VLT. Так астрономы убедились, что и третья вспышка произошла на поверхности белого карлика.

Открытие микроновых пополняет список известных вспышек звёзд. Теперь исследователи хотят зафиксировать больше таких событий. Для этого им потребуется ряд крупномасштабных исследований, а измерения придётся проводить с увеличенной скоростью, чтобы успеть собрать данные до того, как закончится вспышка.

Новая работа была опубликована в издании Nature.

Ранее мы писали об открытии нового типа сверхновой. Также мы сообщали о необычном явлении: белый карлик "подмигнул" астрономам.

Больше поразительных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.