Тема:

Экология 2 дня назад

В "экологически чистых" продуктах для детей найдены опасные соединения

Товары с водоотталкивающей пропиткой и одежда с защитой от пятен могут быть очень практичны, в особенности для детей. Но именно они содержат высокие уровни опасных химикатов.

Исследователи выяснили: экомаркировка далеко не всегда означает, что выбранный товар безопасен для здоровья.

Появляется всё больше научных данных о том, что некоторые товары ежедневного потребления содержат токсичные вещества, которые могут накапливаться в организме.

Ответственные потребители, особенно родители, стараются избегать покупки потенциально вредных товаров — это касается не только продуктов питания, но и детских игрушек, посуды, одежды, чистящих средств.

При этом часто при оценке безопасности определённого товара покупатели ориентируются на такие слова, как "нетоксичный" и "экологически чистый". Свою роль в выборе часто играют ничего не означающие приставки "эко" и "био". Поэтому более продвинутые родители также разбираются и внимательно изучают экосертификаты и экологическую маркировку.

Однако недавно учёные выяснили, что даже признанный во всём мире экосертификат может не уберечь от покупки вредной для здоровья продукции.

Новое исследование показывает, что многие детские товары, в том числе имеющие экологический сертификат, содержат вредные химические вещества — пер- и полифторалкильные соединения, или PFAS, которые не были указаны на этикетке.

PFAS — это класс из более чем 9 000 химических веществ, которые производители добавляют в широкий спектр потребительских товаров, чтобы сделать их антипригарными, водонепроницаемыми и устойчивыми к пятнам.

Изначально PFAS добавляли исключительно с благими намерениями, однако со временем выяснилось, что у такой добавки есть масса "побочных эффектов".

Исследователи связывают PFAS с рядом совершенно нежелательных последствий для здоровья, включая рак, высокий уровень холестерина, низкий вес новорождённых и астму.

Имеются также данные о том, что PFAS могут подавлять иммунную систему. Это значит, что потенциально они могут снижать и эффективность детских вакцин, а также способность организма бороться с инфекциями.

Детский организм активно развивается и особенно чувствителен к химическим воздействиям. Неудивительно, что родители стараются держаться подальше от продуктов, ингредиенты которых могут повлиять на здоровье их детей как сегодня, так и в будущем.

В ходе нового исследования научная группа протестировала 93 различных продукта, предназначенных для детей и подростков, включая постельное белье, мебель и одежду.

Исследователи специально выбирали продукты, которые были помечены как устойчивые к пятнам, водостойкие, "экологичные" или "нетоксичные".

Сначала учёные провели быстрый скрининг для проверки продуктов на наличие фтора — маркера PFAS. 54 продукта содержали заметные уровни фтора.

Наибольшая концентрация этого вещества была обнаружена, как ни странно, в школьной рубашке.

Чаще других содержали фтор продукты, рекламируемые как водостойкие или устойчивые к пятнам, даже те, которые были помечены как "экологичные" или "нетоксичные". Концентрации этого вещества в них обычно были выше, чем в остальных.

Затем исследователи протестировали "подозрительные" продукты подробнее: уже на наличие 36 различных химических веществ из группы PFAS.

В итоге эти "нежелательные" соединения были обнаружены только в продуктах, помеченных как водостойкие или устойчивые к пятнам, независимо от того, позиционировались ли они как "экологичные" или "нетоксичные".

Чаще всего такие вещества присутствовали в мягкой мебели, одежде и чехлах для подушек.

В целом в чехлах для подушек и одежде уровни PFAS были выше, чем в других продуктах.

PFOA, устаревший вид PFAS, который уже выведен из употребления в некоторых странах, был обнаружен в различных продуктах, в том числе в тех, которые были помечены как "экологичные". Что интересно, большая часть этих продуктов поставлялась из Китая — общемирового центра производства огромного количества товаров.

"Это продукты, с которыми дети ежедневно тесно контактируют в течение долгого времени. Учитывая токсичность PFAS и то, что эти химические вещества не выполняют критически важных функций [в продукте], их применение нельзя допускать", — отмечает соавтор работы Кэтрин Роджерс из Бостонского университета.

Результаты нового исследования подчёркивают необходимость более тщательного анализа продуктов, представленных на экологическую сертификацию. Также, считают учёные, обязательно включение PFAS в критерии такой сертификации.

"Зелёные" сертификаты предоставляют сторонние организации, и они гарантируют, что продукт не содержит вредных химических веществ. Однако разные сертификаты различаются по своим стандартам безопасности, и не все они охватывают один и тот же список химических веществ.

В России, к слову, всё ещё не разработаны законодательные нормы, регулирующие применение PFAS в производстве, хотя призывы ввести строгий мониторинг этих веществ в продуктах потребления звучат уже не первый год.

Новое исследование было опубликовано в научном журнале Environmental Science & Technology.

Ранее мы писали о том, что пластики из растительного сырья так же вредны для здоровья, как обычная пластмасса — всё из-за добавочных химикатов.

Также мы сообщали о том, что из-за глобального потепления PFAS из тающих арктических льдов попадают прямиком в океан.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.