Тема:

Мировой океан 10 месяцев назад

Крупнейший организм в мире колонизирует прибрежную зону Австралии

Водоросли вида Posidonia australis.

Фото University of Western Australia.

Найденная учёными колония клонов крупнее любого известного живого существа на планете.

Звучит как сюжет научно-фантастической книги: два близкородственных вида скрещиваются и создают сверхорганизм, который размножается клонированием и растёт-растёт-растёт, не видя перед собой преград.

За этой остросюжетной историей сейчас можно наблюдать в заливе Шарк в Западной Австралии. Исследователи сообщают, что на дне залива раскинулся луг из морских водорослей, происходящий от одного гибридного растения. Его площадь уже превышает 180 км2 — это больше государства Лихтенштейн и немногим меньше города Астрахань.

Открытие было сделано, когда учёные решили исследовать генетическое разнообразие лугов водорослей в районе залива Шарк.

Два года назад команда взяла образцы побегов со всей площади залива, а затем изучила 18 000 генетических маркеров этих растений.

Каково же было удивление учёных, когда они поняли, что почти все исследованные образцы — клоны одного и того же растения.

При этом обнаруженный клон вида Posidonia australis имел 40 хромосом вместо типичных 20. Исследователи предполагают, что одна половина этих хромосом может происходить от P. australis, а другая половина — от какого-то неизвестного вида водорослей.

Эта вторая половина, по-видимому, подарила гибриду отменную "живучесть", поскольку он занял девять из десяти изученных лугов с водорослями в заливе Шарк.

Колония клонированных водорослей примерно в 30 раз больше чем самый большой гриб (опёнок вида Armillaria gallica) и самое длинное морское животное (сифонофор семейства Apolemia).

Напомним также, что предыдущим рекордсменом по величине среди растений была осина, растущая в штате Юта. Она похожим образом клонировала себя, создав колонию (лес), связанную одной корневой системой.

Площадь этой колонии составляет всего 0,4 км2. То есть ныне обнаруженная водоросль крупнее её более чем в 400 раз!

Тем не менее дерево-клон остаётся самым крупным растением планеты, по меньшей мере, с точки зрения совокупной массы.

Команда учёных подозревает, что первый клон гибридной водоросли возник 4 500 лет назад и распространяется с тех самых пор. Если эта гипотеза найдёт подтверждение, это сделает его одним из древнейших организмов на Земле. Хотя и не таким старым, как самое старое дерево планеты.

Им на данный момент считается хвойное дерево вида Фицройя кипарисовдная (Fitzroya cupressoides), растущее в Чили. Сейчас "старику-кипарису" может быть чуть менее 5 500 тысяч лет.

Залив Шарк находится на северной окраине Австралии, где глобальное потепление делает всё более трудным выживание многих видов морских растений и животных.

Малое количество осадков в этой области и высокая скорость испарения вод океана также приводят к росту солёности воды. Авторы отмечают, что дополнительные гены гибрида могут дать ему возможность адаптироваться к этим стрессам.

Команда планирует продолжить исследование растения, чтобы раскрыть секреты его замечательной выносливости.

Учёные сообщают о новом открытии в работе, опубликованной в издании Proceedings of the Royal Society B.

Ранее мы писали о самой длинной бактерии на Земле (спойлер: её можно увидеть невооружённым глазом), самом большом динозавре в истории и огромном живом коралле, который появился ещё до европейской колонизации Австралии.

Больше удивительных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.