"Моя жизнь с пеленок связана с кино": вспоминая Владимира Наумова

Скончался режиссер Владимир Наумов. Его жизнь – это долгий, насыщенный, интересный путь, полный созидания и удивительных встреч. И лучше всего о нем рассказывал сам Владимир Наумович. Его голос продолжает звучать в фильмах и передачах – предлагаем посмотреть некоторые из них.

29 ноября не стало режиссера Владимира Наумова. Народному артисту было 93 года. В фильмографии мастера такие известные ленты, как "Тегеран-43", "Бег", "Павел Корчагин", "Мир входящему", "Легенда о Тиле".

Коллеги и зрители отмечают, что Владимир Наумович был человек огромного таланта и большой нравственной силы, бескомпромиссно следовавший за своим призванием. Он понимал – его судьба была предопределена с рождения. "Вся моя жизнь с пеленок связана с кино. Ничего другого я не знал. И мой мир – это мир кино. Вот вытащи меня из кино – и все…" – признавался режиссер.

Он родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде в семье кинооператора Наума Наумова-Стража ("Мы из Кронштадта") и актрисы Агнии Бурмистровой. А рос в доме на Большой Полянке, построенном в 30-х годах для творческих работников киностудии "Мосфильм". Ребят, которые тут жили, именовали кинематографическими детьми. Володя Наумов был одним из них. Позже он говорил об этом месте: "Если бы я был богат, я бы купил еще одну свою старую квартиру, где я жил".

В фильме "Владимир Наумов. Монологи кинорежиссера" мэтр вспоминает забавную историю своего поступления во ВГИК. Его соседями в доме на Полянке были знаменитые люди. Но он понимал, что знакомства не помогут. "Я поступал в мастерскую Игоря Андреевича Савченко и старался изменить лицо, прическу, чтобы он меня не узнал. Я ведь издевался над ним немалое время. Он смотрел на всех, задавал вопросы Параджанову, Хуциеву, Озерову. А потом сказал мне: "Ну а с тобой я теперь рассчитаюсь". Это были самые счастливые минуты моей жизни. Я понял: раз будет рассчитываться, значит, он меня взял".

Все, кто поступали тогда, делились на "статских рябчиков" и фронтовиков. Фронтовики – это Григорий Чухрай, Владимир Басов, Станислав Ростоцкий, Александр Алов. К статским относились Эльдар Рязанов, Лев Кулиджанов, Марлен Хуциев, Сергей Параджанов и сам Владимир Наумов. Именно тогда начал складываться их творческий тандем с Аловым. О своем соавторе Владимир Наумович позже вспоминал так:

"Алов был очень смешной. Он пытался отгородиться смешными историями от ужасов и от страха войны, чтобы отдалить ее и сделать нереальной, чем-то вроде сна или фантазии".

Вместе они сняли первую экранизацию Михаила Булгакова в СССР – фильм "Бег". Литературным консультантом пригласили вдову Михаила Булгакова Елену Сергеевну. Первоначально сценарий назывался "Сны о России", затем его изменили на "Путь в бездну", чтобы более четко расставить идеологические акценты, и только потом фильму вернули авторское название "Бег".

Их знаменитый фильм "Мир входящему" получил несколько призов в Венеции. Зато на родине авторы ленты услышали нарекания от министра культуры Фурцевой.

"Фурцева очень сильно ругала нас за фильм "Мир входящему": "Что это у вас? Не советская армия, а какая-то армия Батьки Махно. Грязные, рваные, вонючие шинели". Алов, с побелевшим лицом, отвечал ей: "Екатерина Алексеевна, это вы видели эти шинели с мавзолея, а я в этой шинели четыре года протопал".

В 1983 году Алова не стало. И, вспоминая о нем, Наумов говорил: "Нам личностей немного не хватает сейчас. А вот талантиков мелких огромное количество бегает".

Он продолжил снимать один, без Алова, поставив такие фильмы, как "Выбор", "Закон", "Десять лет без права переписки" и другие.

Еще одна большая страница в жизни мастера – "Мосфильм". С 1963 по 1986 год Владимир Наумов был руководителем Творческого объединения киностудии. Под его руководством работали известные режиссеры: Андрей Тарковский, Владимир Басов, Леонид Гайдай, Элем Климов, Евгений Матвеев, Петр Тодоровский, Марлен Хуциев, Михаил Швейцер и другие.

Художник по натуре, в своем творчестве Наумов руководствовался принципами великих. "Как говорил Гете, если я нарисую мопса таким, какой он есть, то не будет произведения искусства, а будет два мопса", – цитировал писателя Наумов. Он сам в своем творчестве никогда не руководствовался "правдой мопса" – ему всегда была ближе другая правда, правда Пикассо: "Как говорил Пикассо, я рисую мир не таким, каким я его вижу, а таким, как я его мыслю. Это не сразу поймешь. Я понимаю по-своему, и думаю, что это очень здорово".