Германия встречает Обаму протестами

США могут ввести дополнительный воинский контингент в Сирию. Как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники, об отправке 250 спецназовцев в окрестности Ракки Барак Обама объявит по итогам переговоров с лидерами четырех европейских стран в Ганновере.

США могут ввести дополнительный воинский контингент в Сирию. Как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники, об отправке 250 спецназовцев в окрестности Ракки Барак Обама объявит по итогам переговоров с лидерами четырех европейских стран в Ганновере. Как встречают президента США в Германии?

Ганновер — последняя остановка в шестидневном турне Барака Обамы. В Саудовской Аравии американского лидера приняли прохладно, в Германии же страсти кипят: желающих встретить его десятки тысяч, вот только настроения и лозунги президенту США вряд ли понравились.

Сам Обама говорит, что приехал в Ганновер говорить о бизнесе. Из самолета американский лидер выходит один, без супруги. Среди встречающих из знакомых лиц разве что посол США и премьер-министр Нижней Саксонии. Быстро и формально президент США открывает крупнейшую в мире промышленную выставку, хвастается автомобилем, напечатанным в США на 3D-принтере, и вновь возвращается к переговорам за закрытыми дверями.

В Германию Обама привез неоднозначный и спорный проект Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, который называют "экономическим НАТО". Речь идет о создании самой большой в мире зоны свободной торговли — Общего рынка стран Запада. Охватит он больше 800 миллионов человек. Главные инициаторы соглашения — США и Германия. Ангела Меркель заговорила о нем 10 лет назад, Барак Обама — как только переизбрался на второй срок. "В условиях глобальной экономики нельзя возводить стены и останавливать торговлю. Мы должны учиться на прошлых ошибках и торговать правильно, гарантировать качественные условия труда для сотрудников и высокие стандарты продукции для потребителей", — подчеркивает он.

"Пришло время — спустя многие годы после окончания Второй мировой войны и 26 лет после окончания холодной войны — снова заявить о приверженности трансатлантическому партнерству. Это выгодно для Германии и для Европы в целом", — отметила Ангела Меркель.

Внешне все выглядит очень привлекательно. Говорят, что не будет барьеров, тарифов — только свободный рынок и миллионы новых рабочих мест. Но что получится на деле? Проект поставит транснациональные корпорации и институты выше национальных правительств. То есть, получается, что в добавление к ограничению военного суверенитета в виде НАТО и политического в виде ЕС, европейцы получат еще и юридические обязательства перед глобальными бизнес-игроками.

Заинтересованы в таком соглашении не европейские производители и потребители, а транснациональные корпорации. При этом допускать своих партнеров к госзакупкам американцы не хотят, и это не нравится европейским компаниям. Против соглашения выступают и фермеры — в США требования к продуктам ниже, а затраты на их производство меньше.

Расклад для европейских производителей не лучший. "Они сидят в закрытых комнатах, встречаются с воротилами бизнеса и создают вторую правовую систему — за нашими спинами. Нашим правительствам потом придется иметь дело с судебными делами на миллиарды евро", — говорит один из протестующих.

Основной день переговоров — сегодня. От дежурного и формального открытия выставки — к переговорам лидеров пяти стран за закрытыми дверями. В понедельник к Обаме и Меркель присоединятся премьеры Италии и Великобритании и президент Франции. В официальную повестку встречи не вписали разве что вопросы глобального потепления — здесь и Сирия, и Ливия, и НАТО, и выполнение минских соглашений, и кризис с беженцами. И пока — никакой пресс-конференции по итогам. Все это наталкивает на мысль о том, что обсуждать будут вновь соглашение о трансатлантическом партнерстве. Как и в случае с транстихоокеанским сотрудничеством, Вашингтон всегда выступал за минимальную огласку.

Но сегодня Обама должен быть настроен решительно — окно возможностей для заключения соглашения закрывается этим летом. Потом и в США, и в Германии будут выборы, а преемники нынешних властей, разумеется, рассчитывают и на второй срок, и на поддержку электората, так что продвигать спорный и непопулярный торговый проект будут явно не настроены.