"Ласточки" полетели по МКЖД. На Московской кольцевой железной дороге началась обкатка подвижного состава. 54 километра пути, 31 станция остановки – МКЖД называют вторым кольцом московского метро. Окружную железную дорогу пытались перевести на пассажирские рельсы с 60-х годов прошлого века. Но сделали это только теперь.
МКЖД — это главный транспортный проект Москвы последнего десятилетия. На то чтобы приспособить грузовую железную дорогу к пассажирским перевозкам, пришлось строить и электрифицировать новые пути. Работы, на которые ушло несколько лет, наконец, завершились.
"Это не означает, что мы завтра запустим там пассажирское движение, там ещё огромный фронт работы. Но мы перешли рубикон – самую тяжелую часть. Мы сделали то, к чему стремились последние годы. Кольцо замкнуто, оно начало функционировать", — заявил мэр г. Москвы Сергей Собянин.
На обкатку новой линии уже вышло 14 электропоездов. В ближайшие полтора месяца они пройдут в общей сложности 350 тысяч километров пути без пассажиров.
"В связи с тем, что пассажиру необходимо обеспечить безопасное нахождение, проводится широчайший комплекс мероприятий по проверке инфраструктуры. То есть это путь, это контактная сеть, это системы автоблокировки, системы, которые осуществляют диспетчеризацию и вывод информации о движении поездов в диспетчерские", — рассказал начальник департамента управления бизнес-блоком "Пассажирские перевозки" РЖД Максим Шнейдер.
Полноценный запуск кольцевой магистрали планируют на сентябрь этого года. Новый маршрут будут обслуживать 135 пар поездов "Ласточка", знакомых по Олимпиаде в Сочи. По техзаданию московского метрополитена городские электрички, правда, будут немного модифицированы.
"Ну, во-первых, это компоновка сидений. То есть если вы вот так вот посмотрите на поезд сейчас, здесь компоновка сидений "3+2" и несколько вагонов "2+2". Эта компоновка в целом для запуска нормальная, но с ростом пассажиропотока людям будет неудобно выходить, во-вторых, меньше мест для стоячих пассажиров и неудобно проходить – видно, что третий ряд сидений частично перекрывает проход", — объяснил заместитель начальника Московского метрополитена Роман Латыпов.
Со временем третий ряд сидений в электричках уберут. В вагонах установят информационные табло со схемой и расписанием движения. Из-за большого количества стоячих мест в вагонах появятся дополнительные поручни.
"В поезде есть туалет. То, чего нет в метрополитене. Но то, что должно быть в пригородном ж/д-сообщении. МКЖД – это пригородное ж/д сообщение по закону, поэтому будет туалет. Вот здесь багажные полки. Их не будет, их снимут. Они нужны на региональных маршрутах. Мы их уберем. Вместо них поставим крепления для велосипедов", — отметил Роман Латыпов.
54 км Московского железнодорожного кольца можно будет проехать за 75 минут. В часы пик электрички будут ходить с интервалом в шесть минут, в остальное время – 11-15 минут. По прогнозам, уже через три года новая ж/д-магистраль будет перевозить до 120 миллионов пассажиров в год.
Через каждые 25 тысяч километров пробега подвижной состав МКЖД будет направляться на техническое обслуживание в депо.
"Мы проверяем наличие блокировок безопасности от падения на путь всех устройств. Наличие контрольных рисок – это означает, что все болты затянуты, закреплены с определенным моментом", — сообщил приёмщик мотор-вагонного подвижного состава электродепо Алексей Симаков.
Визуальный осмотр – это лишь малая часть профилактических работ. Данные о работе всех узлов электропоезда записываются на центральный блок управления. Чтобы проверить исправность подвижного состава, достаточно подключиться к системе автоматизированного учета.
"Можем контролировать, правильное ли напряжение поступает на блок, исправны ли модули – вот они подсвечиваются зеленым, это удобно для слесаря, который обслуживает. Видим также напряжение, температуру, ток аккумулятора, давление в системе охлаждения. Если есть какие-то неисправности, это индексируется красным цветом в отдельном столбце. Как видите, здесь все исправно, все работает", — показал ведущий инженер по эксплуатации и ремонту электродепо Виктор Виронов.
На МКЖД "Ласточки" смогут разгоняться до 120 километров в час. Новую магистраль интегрируют в существующую транспортную сеть города. Так, на платформу "Измайловский парк" можно будет перейти со станции метро "Партизанская".
"Вы можете видеть кран желтый и леса стоят: это входная группа, то есть люди будут заходить туда и подниматься по эскалаторам на мост (вот они синие опоры – на них будет пешеходный переход). Он переходит у нас через Северо-Восточную хорду строящуюся (с зелеными шумозащитными экранами). И, соответственно, люди попадают прямо в кассовый блок. Из кассового блока мы попадаем в тоннель. Из тоннеля люди выходят на платформу и попадают на МКЖД", — пояснил руководитель проекта строительно-монтажного треста Олег Шульц.
В строительстве транспортно-пересадочных узлов, которые сделают подходы к кольцу удобными, участвует больше трех тысяч человек. Работы ведутся круглосуточно. Большая часть инфраструктуры должна быть готова к приему пассажиров к сентябрю.
"К моменту пассажирского движения в сентябре месяце будет 14 пересадок на метрополитен, три станции, которые сейчас строятся в московском метро. Они в дальнейшем также будут интегрированы с Московской кольцевой железной дорогой. Также с моментом запуска из 10 пересадок на пригородные электрички будет только шесть. В дальнейшем на радикальных направлениях железной дороги будут построены новые остановочные пункты, которые в дальнейшем будут также интегрированы с МКЖД", — заявила руководитель пресс-центра МКЖД в Московском метрополитене Надежда Доржиева.
На Московском кольце будет действовать билетное меню метрополитена. Перейти с подземки на электричку можно будет бесплатно в течение полутора часов с момента первой валидации билета.
"В целом, надо понимать, что для пассажира на МКЖД будет уровень комфорта намного выше, чем в обычной простой электричке, к которой мы привыкли в московском регионе. Это совершенно новый тип подвижного состава – современные, советующий всем стандартам, которые предъявляются современным городским поездам в мире. Кроме того, это будет новые станции и платформы. То есть, не те полуразвалившиеся с облупленными мостами, к которым мы привыкли – здесь все будет новое", — утверждает Александр Чекмарёв, эксперт в области общественного транспорта.
***
Реализация самого интригующего транспортного проекта современности – Hyperloop — начнется в столице уже в декабре этого года. Для тестовых испытаний выберут трёхкилометровый участок, вероятней всего – на территории новой Москвы. Напомним, что Hyperloop или по-русски "гиперпетля" — это проект вакуумного поезда на воздушной подушке, способного развивать скорость до 1100 км в час при минимальных затратах энергии. Технологией будущего заинтересовались московские власти. На петербургском экономическом форуме был подписан меморандум о создании технико-экономического обоснования этого проекта в российской столице. Ну а пока не совсем понятно, фантастика эта или реальность, транспортные проблемы в городе решаются более традиционными способами.
Так, в июле на четверть увеличилось количество электропоездов, которые курсируют на Киевском направлении железной дороги.
"Это означает, что интервалы движения поездов в часы пик сократятся почти на сорок процентов. Это означает, более комфортные, быстрые перевозки. Снятие нагрузки с Киевского шоссе. Снятие с метрополитена нагрузки и автомобильной нагрузки", — сообщил мэр г. Москвы Сергей Собянин.
На территории Троицкого и Новомосковского округов принято решение построить больше двухсот километров линий рельсового транспорта:
53 километра метро, 119 километров трамвайных путей, 41 километр – железной дороги. На участке от города Троицка до станции метро "Саларьево" пустят новый для Москвы вид общественного транспорта – скоростной трамвай.
"Учитывая, что расстояние от Троицка до МКАДа большое – больше 20 км, и на этом расстоянии есть только Калужское шоссе, мы в генлане предусматриваем коридор под транспортную магистраль рядом с шоссе. Там же предполагается и размещение трамвайной линии", — пояснил руководитель Департамента развития новых территорий г. Москвы Владимир Жидкин.
Срок службы трамвайного полотна – всего 15 лет. Если вовремя не проводить ремонт, начинается так называемый "волнообразный износ" поверхности рельса. На глаз такой дефект, конечно, не определить, но его можно почувствовать, проехав в трясущемся трамвае. Больше десяти километров трамвайных путей сейчас реконструируют на Чертановской улице. После раз подобные работы здесь проводили в 93-м году.
"Применяются железобетонные шпалы для железнодорожных рельсов, которые позволят эксплуатировать рельсы дольше той конструкции, которая здесь была. Была здесь конструкция из деревянных шпал и «жлобчатых» трамвайных рельсов, которые подвержены изнашиванию. Сейчас мы кладем железнодорожные рельсы. Такие же, как на железной дороге", — утверждает начальник сектора путевого хозяйства "Мосгортранса" Андрей Гоцев.
Технология замены трамвайных путей такова. Сначала демонтирую старое полотно. Затем роют котлован. Засыпают его песком. На песчаную подушку кладут шпалы и рельсы. После этого новую конструкцию засыпают щебнем.
"Когда щебень насыпают на трамвайные пути, трамвайный путь приподнимают, с помощью таких домкратов и начинают засыпать щебень, чтобы рельсы плотно лежали на щебеночной основе", — сказал Андрей Гоцев.
В Москве больше четырехсот километров трамвайных путей. Четверть из них реконструировали за последние пять лет. План на этот год – замена 50-ти километров полотна.
"Укладка новых путей – это снижение шума, что важно, как для пассажиров, так и для местных жителей. Часто они могут жаловаться, что трамваи гремят. Сейчас такой проблемы нет. Все новые пути укладываются, становятся очень тихими. И плюс новые пути позволяют увеличить скорость сообщения. Везде, где укладывают новые пути, пересматривают график движения – скорость вырастает, улучшается транспортное обслуживание", — отметил Александр Чекмарев.
***
17 июля будут закрыты на ремонт все центральные станции Сокольнической линии метро. Московская подземка вводит новую практику –"удлинённых технологических окон".
С начала года московский метрополитен провел уже девять технологических окон. Третьего июля для пассажиров были закрыты все центральные станции Калужско-Рижской линии – от "Проспекта мира" до "Октябрьской". Состояние путевого хозяйства – главное, что нужно проверить во время профилактики. За ручным диагностическим комплексом в ход идёт электронная линейка, которая измеряет "волнообразный" износ рельсов.
"Вот ее приобрели. У нас была проблема на "Парке Победы" — был волнообразный износ. Облегчает измерения. Точность измерения – до пять мм", — утверждает начальник дефектоскопной станции Виктор Мальцев.
Внутренние дефекты рельсов, такие как микротрещины, вскрывает ультразвуковой дефектоскоп.
"Ультразвук распространяется в рельсе. И при выявлении дефекта отражается и приходит в дефектоскоп. Оператор слышит звуковой сигнал. И также на экране отображается картинка. И оператор уже принимает решение о дефектности рельса", — показал Виктор Мальцев.
С начала года была проведена диагностика 66-ти километров московского метро. В результате заменили пять тысяч погонных метров рельсов и 25 тысяч элементов рельсовых "скреплений". Во время профилактики также проводят санитарные работы на самих станциях.
"Вы видите, что идет побелка-покраска, удаление пылевых наслоений. Пылевые отложения — это не просто красота, пыль удалить. Достаточно сказать, что в метрополитене пыль является источником пожарной опасности. Это работа достаточно серьезная. И мы уделяем много внимания, чтобы пылевые отложения удалялись вовремя и с соответствующим качеством", — заявил заместитель начальника Московского метрополитена Марат Хаков.
За 26 часов, пока метро закрыто на вход, выполняется месячный объём работ. Предполагается, что после этого на линию не нужно будет выходить с масштабным ремонтом в течение десяти лет. В работах участвует 1200 человек. Для удлинённых "технологических окон" выбрано воскресенье.
"Мы определили по опыту работы, что это наименее загруженные дни. То есть мы меньше создаем какой-то дискомфорт пассажирам. Поэтому люди меньше почувствуют те неудобства, которые, к сожалению, сегодня есть", — считает Марат Хаков.
Вместе с тем продолжается программа капитального ремонт станций московского метро. На "Красных воротах" в этом году установят новые эскалаторы с гарантийным сроком службы больше 70-ти лет. Под них уже подготовили основание, вылив две тысячи кубов бетона.
"Сейчас фундаменты здесь залиты. И дальше будет выполняться работа по монтажу эскалаторов и восстановлению этих перекрытий", — отметил Игорь Серебрянников, заместитель руководителя дирекции инфраструктуры Московского метрополитена.
Станция "Кожуховская" закрыта для пассажиров до сентября. Здесь проводят реконструкцию фасадов вестибюлей.
"В процессе эксплуатации были выявлены многочисленные дефекты в кровле, протечки, отслоение гранитных плит, потому что они прикреплялись к фасаду на раствор", — объяснил Игорь Серебрянников.
Станцию "Кожуховская" ввели в эксплуатацию в эпоху перестройки, 25 лет назад. Качество материалов, по словам специалистов, оставляет желать лучшего. Поэтому при реконструкции архитектуру вестибюлей сохранят, а сам конструктив почти полностью перестроят.
"Появляется, например, в облицовке карниза металлокерамика. Металлокерамики 25 лет назад вообще не было на российском рынке. А по проекту она была заложена. Было облицовано, скорее всего, алюминием, который сгнил. Кровля сгнила. Сейчас этот материал прослужит, по крайней мере, лет сто. Структура его другая, эстетика. Поэтому весь вестибюль — он заиграет по-новому", — обещает главный архитектор проектного института по строительству метрополитена Николай Шумаков.
Отремонтированная станция "Новоясеневская" уже открыта. Кроме самих вестибюлей здесь отремонтировали подуличные переходы. В отделке использовались прочные и антивандальные материалы.
"Например, гранит, который использовался для облицовки стен и полов, он служит до ста лет. Кроме того, были использованы такие материалы, как нержавеющая сталь, ударопрочное стекло и высококачественный керамогранит. Керамогранит покрывался антивандальным покрытием, которое позволяет быстро восстанавливать плиту после действий хулиганов", — отметил начальник службы внешних связей Московского метрополитена Иван Осташко.
До конца года ремонт вестибюлей и подуличных переходов будет закончен на 84-х станциях московского метрополитена.
Отметим, что рельсовый транспорт – самый динамично развивающийся в Москве. За пять лет пассажиропоток в метро, на трамвайных маршрутах и пригородных направлениях железной дороги вырос в общей сложности на треть.