Тема:

Ситуация вокруг КНДР 1 год назад

Северокорейский ракетный двигатель мутировал из украинского

Откуда в КНДР неожиданно появились продвинутые ракетные технологии? Автор статьи в The New York Times, который начал скандал, прямо указал: за всей историей стоит Украина, а именно днепропетровский завод "Южмаш".

Откуда в КНДР неожиданно появились продвинутые ракетные технологии? Автор статьи в The New York Times, который начал скандал, прямо указал: за всей историей стоит Украина, а именно днепропетровский завод "Южмаш". И тут возможны два варианта: либо Киев через третьи страны поставил Пхеньяну уже готовые силовые установки РД-250, либо Северная Корея заполучила необходимые технологии. В "Южмаше", конечно, всё отрицают. Но вот неофициально директор этого украинского завода говорит, что его предприятие все-таки имеет кое-какие контакты с Кореей. В общем, Вашингтон Киеву уже пригрозил серьезными последствиями, к делу подключилась ООН. За развитием событий внимательно следят и российские специалисты-ракетчики.

Западные эксперты уверены: на северокорейских ракетах стоят двигатели РД-250. И они делают такой вывод, имея только не совсем четкие кадры официальной хроники, предоставленной северокорейским телевидением. Насколько возможна такая точная идентификация?

Чтобы это понять, "Вести" приехали в Музей Космонавтики на ВДНХ. Здесь в экспозиции нет 250-го двигателя — только РД-107. Да и тот в перевернутом виде. Он, кстати, работает на керосине, а 250-й — на гептиле. Но тут важны детали: размер и форма камеры сгорания, геометрия сопла, расположение коллектора, по которому топливо подается в камеру сгорания, расположение турбонасоса — у каждого двигателя всё это строго индивидуально. И любой специалист, однажды увидевший изделие, тем более если он с ним работал, трогал его, уже ни с каким другим не спутает.

В электронном вестнике Международного института стратегических исследований вышла аналитическая статья за подписью Майкла Эллемана, специалиста по ракетным вопросам. Он подробнейшим образом анализирует увиденное — испытания и пуски ракет "Хвасон-12" и "Хвасон-14".

Основной акцент — именно на внешнее сходство. На фото — наземные испытания двигателя. Пунктирные линии показывают сопряжение по основным узлам: выходное сечение сопла, коллектор горючего — охлаждающая трубка — и бандажное кольцо.

Вот как выглядит и сам "подозреваемый" — двигатель РД-250, разработанный конструктором Глушко еще в 60-х годах. Если его повернуть относительно оси, то турбокомпрессор окажется слева, и очертаниями он будет похож именно на корейский. Но проблема в том, что РД-250 является двухкамерным — две камеры сгорания, два сопла. У корейских же ракет, и это отчетливо видно, камера одна.

Эллеман объясняет метаморфозу. Скорее всего, двигатель разделили на украинском "Южмаше". Якобы в прошлом году западным экспертам, посетившим конструкторское бюро "Южное", днепропетровские конструкторы продемонстрировали именно однокамерную модель. Такую версию Эллеман считает приоритетной и резюмирует: "Вероятно, эти двигатели пришли из Украины, возможно, незаконно. Большой вопрос в том, сколько у них есть и помогают ли им теперь украинцы? Я очень переживаю".

Эту уже цитата из The New York Times, из статьи "Успех северокорейской ракетной программы связан с Украиной". Автор — научный аналитик, дважды лауреат Пулитцеровской премии Уильям Броуд. Он пишет на основе доклада Эллемана. Попробуй такому не поверь.

"Если вся информация подтвердится, то Украина может попасть под санкции, а значит, остаться без какой-либо помощи со стороны цивилизованного мира. Это катастрофа для нашей страны. Сложившаяся ситуация является прямым следствием непрофессионализма и преступности президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана", — считает экс-премьер Украины Юлия Тимошенко.

Порошенко отдает приказ разобраться в три дня. Из России известные пранкеры звонят гендиректору "Южмаша" Сергею Войту, представившись Турчиновым.

Российские эксперты поставку РД-250 в сборе именно с "Южмаша", официальную или контрабандную, полностью исключают. А вот к конструкторскому бюро "Южное" могут быть вопросы.

"То, что касается КБ "Южное" и в целом нынешней государственной власти, этот вопрос касается спецслужб, пусть они разбираются. Была ли утечка в "цифре", как говорят некоторые специалисты, что можно оцифровать конструкторскую документацию и передать" – сказал Вячеслав Смоленко, председатель правления общественной организации содействия развитию космонавтики "Старт".

Вячеслав Смоленко по роду деятельности курирует именно сотрудничество нашего завода "Энергомаш" с "Южмашем". Знает все нюансы. Смоленко уверен: разработать межконтинентальную баллистическую ракету корейцы в одиночку не смогли бы.

"Насколько мне известно, Северная Корея не производит ни гептил, ни амил, производителями являются другие страны. Нельзя самому разрабатывать двигатели на топливе, которого у тебя нет. Можно получить технологию. И, скорее всего, она была получена, от кого?" – задается вопросом Смоленко.

"Если корейцы захотели, то они сделали. Даже по внешнему виду их ракет, их техники, которая обслуживает ракеты, видно, что это местного производства. Это говорит о том, что уровень машиностроительной промышленности в стране достаточно высок", — отметил Игорь Афанасьев, редактор журнала "Новости космонавтики".

Может быть, имела место и утечка кадров.

"Коллективы разваливались, и некоторые специалисты — инженеры, техники, конструкторы — остались за бортом большого производства. И они вынуждены были, если им предложили какую-то работу. Сначала в одном государстве, допустим, а потом перевели их и туда. Не исключено, что в Корею", — считает Владимир Попов, заслуженный военный летчик, кандидат технических наук, заместитель главного редактора журнала "Авиапанорама".

Как бы то ни было, у Пхеньяна уже есть носитель, пусть и с неведомым двигателем, пусть и легкий, с тягой всего 40 тонн.

"Через год, два, три Северная Корея, к сожалению, будет обладать ракетным потенциалом, способным достичь практически любой точки Земли. Сегодня она, по оценкам экспертов, может достигать целей, скажем, на Аляске, может быть, Сиэттла, не говоря уже о Гуаме", — отметил Роальд Сагдеев, академик ран, в 1973-1988 гг. — директор Института космических исследований АН СССР.

Америка привыкла участвовать в войнах, когда ответный удар был невозможен из-за дальности расстояния. Но сейчас вероятный противник слишком непредсказуем, а вероятность удара возмездия в случае нападения на него вполне реальна.